Torre Prada. Башня и ресторан


Милан сегодня все больше приобретает черты динамичного интернационального мегаполиса, который может похвалиться не только интенсивностью своей деловой и культурной жизни, но и очень достойными примерами современной архитектуры. Достаточно вспомнить комплекс зданий в квартале Porta NuovaUnicredit Tower, Bosco Verticale, Torre Diamante. Или другой новый магнит притяжения в районе старого городского Выставочного Центра, City Life, где почти одновременно были возведены здания таких archistar как Хадид, Исодзаки, Либескинд (небоскреб в процессе). Парадоксально, что такая строительная активность коснулась и вполне периферийных кварталов, каким еще недавно можно было считать район за вторым окружным кольцом на юге Милана, сразу за заброшенной железнодорожной веткой… пока этим местом не заинтересовался известнейший итальянский Фонд Prada, и не пригласил для проекта своего нового культурного Центра автора, с которым уже давно сотрудничал, не менее известного, чем выше упомянутые – голландского архитектора Рема Колхаса, студия OMA. (В этом блоге от 20 ноября 2016 года мы рассказали о Центре и бистро Bar Luce при нем).


Первая фаза строительства новой Fondazione Prada Milano на территории бывшего спиртового завода начала ХХ века была закончена в 2015 году (архитекторы Rem Koolhaas с Chris van Duijn и Federico Pompignoli) и открыта для публики 9 мая серией выдающихся выставок, сразу став популярной культурной площадкой города. Уже тогда были запущены работы по строительству завершающего звена комплекса и его самого оригинального архитектурного объекта – башни, так называемой Torre, которая должна была стать еще одной вертикальной доминантой всего ансамбля наряду с Золотой башней постройки столетней давности, реконструированной и позолоченной поталью на первом этапе работ. И вот, спустя 3 года, во время миланской Недели Дизайна новая Башня-музей была торжественно открыта, а еще через несколько недель, точно к третьей годовщине запуска Центра, 9 мая открыли и одноименный ресторан с баром Torre. О них наш рассказ.


Torre. Архитектура невозможного
В северной части участка в 19 000 квадратных метров (!), на котором когда-то была винокурня и склады, а теперь уже четвертый год живет своей жизнью один из самых интересных центров современного искусства в Европе, на площадке неправильной трапецеидальной формы за три года работ выросло интереснейшее по своей архитектуре здание высотой 60 метров из структурного бетона. Трапецию в плане первого этажа определил сам участок, граничащий с дорогой, сравнительно небольшой по площади. 

На макете хорошо видна старая и новая архитектура комплекса Fondazione Prada, и Золотая башня
Для возведения новой башни была частично разобрана и потом восстановлена старая постройка так называемого deposito, бывшего сахарного склада спирт-завода, со скатной черепичной крышей, сквозь которую как бы проросла новая архитектура. Возможно именно эта изначальная сложность плана подсказала ведущую идею проекта – пространственное разнообразие, как ее определил один из трех авторов, главный архитектор проекта итальянец Federico Pompignoli. Поскольку Fondazione – это нетрадиционная галерея, то такая идея к ее сути подходила лучше всего. 
Развертка вид с востока и разрез. Источник студия OMA 
Анализируя существующие [здесь] здания, мы решили объединить воедино три способа экспонирования современного искусства, даже если нам не очень нравится [так называемый] white cube: мы верим во взаимодействие между пространством и искусством, между искусством и искусством, и таким же образом между искусством и посетителями, в то время как white cube изолирует искусство… Это была также работа с материалами. Мы использовали все лишь 10-12 материалов, потому что не хотели создавать мельтешение и диссонанс, какие-то из них действительно инновационные, другие традиционные”. Federico Pompignoli

Torre в процессе строительства. Источник Designboom
Оригинальный, каждый раз другой с разных точек зрения и силуэт здания – с внешней по генплану участка стороны оно выступает над улицей: при этом на четвертом-пятом* и на восьмом-девятом этажах* план становится прямоугольным, за счет чего и получается значительное “нависание” его объемов над дорогой. Окна в этих этажах – это сплошное остекление от края до края в уровень с фасадом, по более длинной стороне плана, с видом в сторону заброшенных железнодорожных путей и в направлении центра города – потенциально очень интересных с точки зрения их культурного использования. Именно с этих этажей открывается потрясающий вид на панораму исторического центра и новых небоскребов Милана.


На этажах с трапецией в плане окна выходят на короткие торцы, они утоплены так, что формируются открытые видовые террасы. Такое чередование остекления и глухих стен в белом бетоне на четных и нечетных этажах дает интересную игру плоскостей и напрямую связано с инженерной конструкцией здания.

Два вида башни снаружи комплекса Fondazione кажутся изображениями разных архитектурных объектов. Фото Inexhibit
Еще одной интересной особенностью можно назвать то, что высота перекрытий увеличивается от этажа к этажу примерно на 50 сантиметров – от 2,70 метра в первом уровне до восьми с половиной на верхнем, где нет оконных проемов и свет попадает в зал через сплошной световой фонарь, кроме тех 160 квадратных метров панорамной террасы, занятых под бар на крыше – roof bar не предназначен для посетителей, а только для закрытых приемов (пока что так).

Вид на Башню со стороны пилона и лифта. Фото Jacopo Milanesi
Основание наклонного пилона внутри deposito. Фото Bas Princen, Courtesy Fondazione Prada
Из-за нависающих этажей, здание получилось со смещенной осью. Чтобы сбалансировать его структурно, учитывая, что площадь основания очень небольшая, с южной стороны, противоположной улице, была задумана так называемая стена-трос, или пилон, который позволил всем глухим стенам Башни стать несущими. Помогает “держать вертикаль” прямоугольный в сечении короб-пилон из бетона, пустой внутри, так что его тоже можно в свою очередь использовать под выставочные площади. Настоящие структурные тросы, поддерживающие конструкцию здания, проложены внутри него по его двум параллельным узким сторонам и закреплены в фундаменте. Этот наклонный элемент с южного фасада создает запоминающийся оригинальный силуэт здания – кажущийся каждый раз новым при обходе и осмотре его с разных точек зрения. Зигзагообразный со стороны улицы, прямоугольный и монолитный со стороны самогó комплекса Prada, где наклонный диагональный объем, скрывающий тросы, наводит на мысли о супрематистских архитектонах Малевича.





Попадает посетитель внутрь башни-музея, в фойе первого уровня, двумя способами – либо со стороны Fondazione, либо непосредственно с улицы – в те часы, когда основные выставочные площади комплекса закрыты. С улицы входной портик ограждает эффектная структура из цилиндрических прозрачных трубок из поликарбоната, что еще больше усиливает эффект подвешенности всей конструкции. От этой открытой части само фойе отделяет широкая раздвижная дверь из полированного анодированного алюминия. Посетитель попадает в пространство почти театральное, со множеством зеркальных и полированных поверхностей, круглых проемов и видеодисплеев, множащихся в отражениях.



Эта часть соединяется также с залами бывших сахарных складов и оригинальнейшими лестницами – потому что их две, и они, если можно так сказать, вразнобой, переплетаясь и не пересекаясь сопровождают посетителей на верхние этажи: совпадают промежуточные лестничные площадки, расходятся в разных направлениях вверх-вниз пролеты. Разделяет их стекло, и это добавляет сюрреалистического ощущения. Поскольку высота этажей меняется, увеличиваясь с подъемом, при постоянной ширине лестницы растет длина пролета. Освещено это пространство натуральным светом через большую треугольную прорезь-окно, пронизывающую как ножом несколько этажей до низу и открывающую вид на пилон и другие здания комплекса, а также искусственным светом в коротких торцах и снизу поручней, выполненных из анодированного алюминия. Отделка наружных стен здесь, кроме структурного бетона, изоляционными лицевыми панелями OSB с текстурой деревянной стружки, в торцах оставлены на виду гипсокартонные плиты розового цвета, закрытые алюминиевыми решетками, с большими цифрами этажей.




Самый эффектный элемент во входном зале без сомнения панорамный лифт – коробка-параллелепипед 3х3х5 метров, наполовину прозрачная, наполовину отделанная розовым ониксом с обратной подсветкой. Он задуман таким огромным из необходимости подымать на этажи также большеразмерные произведения искусства. Прозрачная часть лифта, скользящего на боковых шарнирах по вертикальной опоре, как бы висит над пустотой и сначала движется в темноте нижнего зала бывшего склада, а потом, буквально прорезая скат крыши, попадает на открытое пространство с видом на три стороны горизонта – и это один из самых ошеломляющих моментов посещения, настоящий аттракцион с сюрпризом от студии OMA. С ним по ощущениям может потягаться только эффект от открытия двери лифта в сторону галерей на прямоугольных этажах и в уровне ресторана: тут уж точно WOW.



Говоря об этажах, каждый из них – это по сути отдельная художественная галерея, всего их шесть общей площадью 2000 квадратных метров, и это около половины всей площади башни-музея. Основной способ попасть в выставочные залы – через панорамный лифт, который открывается в вестибюль, непосредственно выходящий на экспозицию. Каждый зал чистый, без конструкций и структурных преград, с консольным перекрытием и двумя входами – одним, уже упомянутым, со стороны панорамного лифта, вторым с противоположного короткого торца, служащим также пожарным выходом. Основные материалы тут структурного бетона светлых стен и потолков, белый травертин на полу, рамы остекления из анодированного алюминия, как и детали дверей, глухие стены-перегородки покрыты все теми же изоляционными панелями OSB, а система развески произведений магнитная, чтобы не нарушать в случае изменения развески чистоту стен.    

"Upside Down Mushroom Room" (2000). Carsten Höller, инсталляция постоянной выставки Atlas, кураторы Miuccia Prada и Germano Celant
Восьмой этаж: инсталляции разных лет Damien Hirst и картины William N. Copley 
Второй этаж: серия картин Carla Accardi и скульптура "Tulips" Jeff Koons (1995-2004)
Пятый этаж с инсталляциями Pino Pascali и Michael Heizer
Третий этаж: инсталляция Walter De Maria "Bel Air Trilogy", 2000-2011
Сегодня на этажах уже выставлены произведения современных авторов калибра Демьена Хёрста, Джеффа Кунса, Карстена Хёллера и других во временном диапазоне произведений от 1960 до 2016 года, из собственной коллекции Fondazione. На одном из этажей с трапецией в плане разместились по центру гардероб и туалеты unisex – еще одно творение дизайнерского искусства, на высоте всей архитектуры. Зеркальные стены (сочувствие персоналу), прячущиеся детали, красные и зеленые лампочки над дверями – чтобы понять занято или свободно, как будто консультировал сам Хёллер, знаменитый своими световыми инсталляциями. На шестом и седьмом этажах разместился ресторан Torre, с панорамной террасой, смотрящей на север, на город.

Этаж с гардеробом и туалетами. Фото Lorenzo Bacci



По идее Рема Колхаса, он в этом и других своих проектах выставочных пространств желал создать некий Ideal Museum, используя такую проектную формулу, которая генерировала бы площади, идеально соответствующие экспозиции contemporary art. Для таких коллекций традиционная архитектура просто уже не годится.

Ночью эта архитектура выглядит не менее интересно. Фото © OMA, Jacopo Milanesi
Проект Fondazione Prada – это не работа по сохранению [старой] и даже не по созданию новой архитектуры. Эти два измерения сосуществуют, пусть даже оставаясь различными. Внедряя многочисленные пространственные переменные, комплексность архитектурного проекта вносит свою лепту в развитие культурного планирования, открытого и постоянно развивающегося, в котором как искусство, так и архитектура только выиграют от их взаимного соревнования”. Rem Koolhaas
  
Продолжение следует. Во второй части рассказ будет о ресторане Torre по проекту студии OMA


*Этажи указаны согласно европейской нумерации, начинающейся с нулевого (0) этажа - pianoterra.
Цитата Rem Koolhaas по Living Corriere, цитата Federico Pompignoli по интервью для Domusперевод Анны Коломиец. Чертежи, макет и фото Studio OMA. Первая и третья фотографии InexhibitФото Bas Princen, © Courtesy Fondazione Prada; Inexibit, Anna Kolomiyets, указано по месту и из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан