Padua, или Город трех “без”. Part 3


Итак, заключительная часть триптиха, посвященного объектам известной падуанской поговорки, что гласит:
Падуя – город трех “без”: святого без имени, луга без травы и кафе без дверей.
Кафе “Педрокки” (Pedrocchi), или, как его зовут падуанцы, “кафе без дверей” - самое знаменитое историческое кафе в городе, да, пожалуй, и во всей Италии. За его столиками перебывало немало известных персонажей: Стендаль, Бальзак, Жорж Санд, Теофил Готье, футурист Маринетти, легендарная актриса Элеонора Дузе, поэт и политик Габриэле д’Аннунцио... Прозвано же оно так потому, что, действительно, по желанию его первых владельцев, двери кафе с 1831 по 1916 год оставались открытыми днем и ночью. Первые две части читайте в нашем блоге от 20 марта и 28 марта.


Кафе без дверей
В начале XIX века молодой человек по имени Антонио Педрокки получил в наследство от отца небольшую, но процветающую боттегу в центре Падуи, где занимались прожаркой зерен и приготовлением напитка, который становился символом нарождающейся буржуазии больше, чем закрытых салонов дворянства – кофе. Магазинчик размещался в самом сердце города, рядом с Университетом, Городским советом и старинным Дворцом правосудия – месте абсолютно стратегическом. На счастье, сын оказался намного предприимчивей и способнее отца и смог постепенно скупить множество участков и построек вокруг скромной родительской лавки. За 20 лет настойчивых приобретений недвижимости Антонио настолько расширил площадь, что задумался о постройке на этом месте нового большого здания и открытии в нем элитного заведения по лучшим столичным образцам, его давней мечты – настоящего Gran caffè, “самого красивого на земле”. 

Портрет Антонио Педрокки. Achille Astolfi, Museo del Risorgimento e dell'età contemporanea, Падуя. Сегодня его профиль на логотипе Кафе
И так, в августе 1826 года он представил на суд городских властей Падуи проект будущего заведения, где ему виделись залы и салоны по последней моде, фабрика прожарки torrefazione, помещения для хранения и приготовления кофе, обязательные комнаты для льда. Одновременно была начата разборка существующих домишек на всем объединенном участке. Первый проект некоего Джузеппе Бизакко, техника, отвечавшего за расчистку участка, оказался не совсем удачным, после чего Педрокки решил не рисковать и не экономить на проектировщике – для воплощения мечты всей своей жизни он обратился к широко известному в Венето и Падуе венецианскому архитектору Джузеппе Яппелли (Giuseppe Jappelli).



Проект и воплощение
Несмотря на сложности, связанные с неправильной трапециевидной формой участка, говорили – в форме клавесина – архитектору Яппелли все же удалось найти единый проектный ключ и согласовать образ трех разных фасадов здания, превратив недостатки в достоинства. Получилось эклектичное здание с доминирующим неоклассическим стилем, место, которому было суждено стать знаковым в истории города.

На открытке 20-х годов прошлого века хорошо видна почти треугольная форма плана Кафе
Первый этаж был завершен к 1831 году с северным неоклассическим фасадом, а спустя восемь лет с юга, со стороны университета был добавлен еще один объем в неожиданном неоготическом стиле, уменьшительно названный Pedrocchino, предназначенный для собственной кондитерской. Говорят, этот эклектический “казус” случился с преданным Неоклассике архитектором после его возвращения из поездки в Лондон в 1836 году… 

Южный фасад Кафе с так называемым Pedrocchino в неоготическом стиле
Piano Nobile - план залов второго, так называемого Благородного этажа, открытого в 1842 году
Эклектический казус Pedrocchino, где находилась собственная кондитерская
Но и на этом рост здания не прекратился – Педрокки действительно хотел иметь самое большое и импозантное кафе Италии, Gran caffè. Так, еще через несколько лет, в 1842 году, как раз по случаю IV Съезда итальянских ученых, события удивительного, учитывая длящееся владычество Габсбургов, и много говорящего о политических наклонностях и смелости владельца, был торжественно открыт второй благородный этаж – piano Nobile, который в девяти богато декорированных залах пересказывал всю историю Средиземноморья и Италии. Эта часть Кафе, названная по венецианскому примеру Ridotto, была предназначена для городской знати и богатых буржуа, для балов, концертов, азартных игр, закрытых собраний, включая заседания масонской ложи, членом которой по легенде был и сам архитектор.

Sala Rossa - Красный зал Кафе
Тот же Красный зал на старинной литографии XIX века. Хорошо виден "перевернутый мир" на географических картах
Барная стойка Красного зала и сегодня выглядит как на старой фотографии
Доминирующий цвет деталей оформления Зала - красный
Барная стойка Красного зала сегодня. Ниже: бронзовая деталь мраморной базы

Для убранства этих залов Яппелли привлек веронского инженера Бартоломео Франческини и команду опытных декораторов со всего полуострова – такое символическое творческое “объединение Италии”: римлянин Джузеппе Петрелли занимался отливкой балюстрад с грифонами и каменными львами, Джованни Де Мин из северного города Беллуно расписывал Греческий зал, Ипполит Каффи занимался Римским залом, Пьетро Паолетти –  Помпеянским, или Sala Ercolana, а единственный местный живописец Винченцо Гаццотто расписывал главный плафон на потолке Ренессансного Зала.

Деталь ковки авторства Петрелли на балюстраде южного фасада с видом на Университет Bò. Фото Paolo Steffan
В итоге долгих достроек кафе “Педрокки” предстало в виде трехэтажного здания в неоклассическом стиле, с двумя симметрично вынесенными вперед портиками северного фасада, с дорическими колоннами, и коринфской колоннадой во втором уровне, обращенной к одноименной площади. На двух симметричных входах верные стражи – четыре каменных льва скульптора Петрелли. Длинный фасад вдоль улицы вместил три больших зала, которые после объединения Италии в 1861 году получили названия Белого, Красного и Зеленого – по цветам национального флага.

Sala Bianca - Белый зал Кафе. По центру стены справа видна памятная доска над столиком Стендаля

Sala Verde - Зеленый зал, в котором и сегодня можно оставаться, ничего не заказывая, как во времена Антонио Педрокки
Как и эти, каждый зал Кафе получил свое имя, в зависимости от декора, внутренней отделки или доминирующей цветовой гаммы. Самый демократичный Белый, или “студенческий” зал на первом этаже был открыт действительно всегда – в кафе без дверей было правилом, не спрашивая рода и звания, дать “стакан воды, щепотку табака, иголку и нитку, чтобы починить платье и зонтик”.
Стены следующего Красного зала покрывают географические карты, неожиданно перевернутые югом кверху - говорят, масонские символы, которых немало рассеяно по всем залам здания. В Зеленом зале по давней традиции, заведенной еще Антонио, можно было оставаться, чтобы согреться или почитать свежие газеты, ничего не заказывая в кафе – правило это действует и сегодня. Отсюда можно пройти в Sala Ottagona, или Зал биржевых маклеров, в котором заключались главные сделки города и не только – к сожалению, его оригинальное оформление было разрушено в 50-е годы неудачной реконструкцией.

Scalone, Парадная лестница на второй благородный этаж с росписями, изображающими танцующих муз. Фото Paolo Steffan
Парадная лестница ведет на второй этаж, где размещаются Этрусский зал, стены и потолки которого покрыты характерным орнаментом; Греческий зал знаменит своей фреской “Встреча Диогена с Платоном”. Сюжет росписи на потолке Помпеянского зала – Триумф Дианы. Маленький Круглый, или Римский зал, который украшают фрески художника Джованни Де Мин с видами города, помнит много тайных встреч поборников объединенной Италии и слышал сотни эмоциональных переговоров. Готический зал логично разместился над кондитерской Pedrocchino в неоготическом стиле, еще называемый Читальным кабинетом.

Sala Greca - Греческий зал с росписью "Встреча Платона с Диогеном"
Sala Etrusca и Sala Ercolana - Зал этрусский и Зал Геркуланума, или Помпеянсий
Sala Romana - Римский зал с росписями Джованни Де Мин с пейзажами древнего города
Sala Gotica, или Оружейный зал, еще называемый Читальным кабинетом. Его оригинальное оформление не сохранилось
Есть здесь Ренессансный зал и самый большой Бальный, он же Зал Россини, который архитектор Яппелли посвятил своему другу Джоаккино Россини, знаменитейшему композитору и музыканту первой половины XIX века – он в неоклассическом и ампирном стиле. Одна из надписей на стене гласит: “A Gioachino Rossini splendore e forza del canto italiano” –  Посвящается Джоаккино Россини, великолепию и силе итальянской музыки.

Sala Rinascimentale - Ренессансный зал, потолок которого украшает роспись Vincenzo Gazzotto "Рассвет Ренессанса"


Бальный зал, или Зал Россини на старой фотографии
Зал Россини - самый большой на Благородном этаже Кафе, и сегодня место проведения торжеств и конференций

Самый таинственный и необъяснимый Египетский зал решен в синей насыщенной гамме со скульптурами и рельефами, и создает эффект почти театральный, ощущение декорации к постановке “Аиды” Верди, не хватает только звуков арфы. В небольшой нише в Мавританском кабинете, или Sala Moresca находится знаменитая роспись с изображением на двери в натуральную величину так называемого Араба, как будто подсматривающего за посетителями из-за приподнятой драпировки (авторства того же Джованни Де Мин). Так называемый Араб - на самом деле изображает знаменитого исследователя Египта, путешественника и ученого, падуанца Джовани Бельцони, который 2 марта 1818 года первым зашел в гробницу пирамиды Хефрена в Гизе, им открытую. Говорят, именно Бельцони с его невероятной интуицией первооткрывателя послужил прототипом киноперсонажа Индианы Джонса.  
Вся эта эклектика, историческое и стилистическое многообразие, вполне вероятно следовали еще и особой эзотерической, масонской логике, сегодня с трудом поддающейся расшифровке.

Sala Egizia - Египетский зал, самый таинственный из всех залов Кафе, на старинной литографии XIX века
Египетский зал сегодня - оригинальная люстра не сохранилась. Синий фон в звездах напоминает росписи капеллы Скровеньи Джотто здесь же в Падуе
Детали оформления Египетского зала
Saletta Moresca - Мавританский кабинет со знаменитой фигурой Араба в натуральную величину, портрет Джовани Бельцона
Портрет знаменитого исследователя Египта, падуанца Джовани Бельцони (Giovanni Belzoni), он был двухметровый великан 
Бельцони входит в большую гробницу второй пирамидs в Гизе. Репродукция
Не только из-за своей позиции в центре Падуи, но и благодаря стратегически правильному ходу, найденному архитектором Яппелли в планировке здания, кафе “Педрокки” сразу же стало самым популярным в городе, центром культурной жизни, местом встречи как студентов с их тощими кошельками, так и зажиточных биржевых маклеров, удачливых коммерсантов, служилого люда и знати. Удачное архитектурно-планировочное решение позволило “развести” по отдельным залам разношерстную публику, не создавая проблем ни для одной из групп посетителей. Здесь любили собираться артисты и литераторы, а позднее и революционно настроенные патриоты. Кафе стало местом встречи борцов за объединение Италии в эпоху Рисорджименто. О тех днях 1848 года говорит след от пули в стене Белого зала, выпущенной из ружья австрийского солдата в одной из перестрелок со студентами.

Памятная табличка о событиях 8 февраля 1848 года рядом со следом австрийской пути в Белом зале 
Об этом оригинальном заведении писал в одном из своих дневников Стендаль, называя Антонио Педрокки одним из лучших коммерсантов своего времени: “Его рестораны почти так же хороши как французские” – что для француза уже было откровением, хотя справедливости ради, нужно сказать, что первое кафе в Париже было открыто итальянцем, выходцем с Сицилии. Стендаль часто любил сиживать в “Педрокки”, и сегодня можно увидеть на стене Белого зала, напротив следа от пули, памятную дощечку с изображением писателя – над его любимым столиком и цитатой: 

Именно в Падуе я начал видеть жизнь в венецианском ключе, с женщинами, сидящими в кафе. Выдающийся ресторатор Педрокки, лучший в Италии. Стендаль, Пармская обитель

В теплый сезон всегда приятно выпить чашечку кофе на открытой площадке между двумя портиками северного крыла 

В историческом кафе полно народу и сегодня, для путешественников это один из обязательных этапов посещения Падуи, наравне с капеллой Скровеньи с фресками Джотто и базиликой Святого Антонио. Здесь встречаются ухоженные старушки – выпить капуччино, ухоженные старички – посидеть за стаканчиком вина над свежими газетами, что всегда в изобилии на столах, на любой вкус и любой политической направленности. Устраивают шумные празднования свежеиспеченные лауреаты - студенты знаменитого университета Bò, что в двух шагах от Педрокки. А во втором этаже Кафе, с историческими Залами, разместился Музей Рисорджименто – более подходящей декорации сложно себе и представить.

В Кафе Педрокки нужно обязательно заказать знаменитый мятный кофе - caffe alla menta. Не кривите носом, знатоки - попробуйте! Это божественно вкусно
За окном – многолюдная улица, к счастью, сегодня пешеходная. Небольшой оркестрик из скрипки, контрабаса с веревочными струнами и аккордеона исполняет что-то задушевное, с трудом узнаваемое. На площади перед кафе развеселая карусель с огнями катает на расписных лошадках детей, напоминающих путти с полотен Беллини. Каменные львы покорно подставляют свои спины туристам, желающим сделать фото на память, зазывают на чашечку кофе в знаменитом кафе “Педрокки”, кафе без дверей…     



В статье использованы материалы CaffèPedrocchi, Padovando, Rocaille, Blog di Padova. Фото Anna Kolomiyets, Paolo Steffan, Bruciart, Rocaille.it, Gioia Palanca, из свободного доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

  1. Спасибо за такой подробный рассказ! Очень интересно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за обратную связь - вдохновляет на новые тексты)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан