Padua, или Город трех “без”. Part 2


Продолжим наш рассказ о “хмуром и старинном городе Падуя”, по мнению известного историка Петра Муратова, высказанному в начале прошлого века в его “Образах Италии”. Поскольку город совсем таким не кажется, скорее наоборот, перейдем ко второй части знаменитой местной поговорки, что
Падуя – город трех “без”: святого без имени, луга без травы и кафе без дверей.
Из античной древности и Средневековья, через Ренессанс к Барокко и неоклассике, заглянем в новые времена, и познакомимся ближе с архитектурой самой большой площади Западной Европы, тем самым “лугом без травы“ и самым знаменитым кафе Италии времен Рисорджименто, второй половины XIX века, “кафе без дверей”. О Святом без имени можно узнать в первой части статьи в этом блоге от 20 марта.



Луг без травы
Лугом без травы называют в Падуе Prato della Valle, или попросту Prà - огромную площадь в центре города, к которой от базилики Святого Антонио ведет улица Luca Belludi. Площадь эта считается второй в Европе после Красной в Москве – около 90 000 квадратных метров. А трава здесь на самом деле изначально была “задумана” только на центральном островке, названном Memmia, что и вошло в местную поговорку, хотя сегодня и не соответствует действительности, так как травы тут предостаточно.

Репродукция “Вид Падуи с церковью Santa Giustina на Prato della Valle”. Antonio Canal (Canaletto)1778, раскрашенный офорт
Место это было освоено еще в глубокой древности – именно здесь находился античный римский императорский театр Zairo и Марсово поле, руины которых, называемые горожанами “каменоломни”, оставались тут вплоть до XVIII века, и до сих пор их можно видеть в нескольких местах под водой окружного канала. В Средневековье здесь проводились молебны и церковные праздники – настоятелями собора Святого Антонио или храма местной раннехристианской мученицы Святой Джустины, выходящего огромным аскетичным фасадом на Prà. Проходили здесь и представления бродячих актеров-циркачей. А с 1257 года организовывались так называемые Palio – конные бега в память об изгнании римского тирана Эццелино III. Прато всегда было еще и главной ярмарочной площадью города – как говорится, и богу, и кесарю.

Репродукция картины Giorgio Fossati, Конные бега на Prato della Valle, холстмасло. Padova, Musei civici

Археогические раскопки под Прато с останками античного римского Teatro Zairo
В ренессансную эпоху внимание города переместилось на строительство Собора святого Антонио, и для Prà наступает длительное забвение. Будучи в низине, это место заболачивается и приходит в упадок. Монахи-бенедиктинцы, владевшие этими землями, из-за отсутствия средств не могут поддерживать площадь в должном состоянии: не приезжают больше бродячие труппы, нет шатров торговцев, не устраиваются народные гулянья. Тучи комаров и квакающие лягушки становятся хозяевами этого поля. Устав от такого положения дел, в 1767 году венецианский Сенат (а Падуя тогда входила в состав земель Яснейшей венецианской республики) принимает решение о лишении монашеского ордена церкви Santa Giustina прав собственности на землю за нерадивость. С этого момента и начинается настоящее возрождение Прато. 

Репродукция проекта Domenico Cerato для Prato della Valle, бистракварель, 1775. Padova, Biblioteca civica
Репродукция проекта Domenico Cerato по оформлению ярмарки на Prato della Valle, гравюра, Padova, Biblioteca civica

Гравюра Франческо Пиранези с изображением первого проекта Андреа Меммо на Prato della Valle. 1786. Видны четыре стелы в центре, потом не осуществленные

Современный вид Prà

Оригинальная система дренажа и отводных каналов, разработанные инженером и архитектором Доменико Черато (
Domenico Cerato), позволили в короткое время осушить площадь. Он же предлагает и проект ее перепланировки: с эллипсообразным островом в центре, расходящимися от него на четыре стороны мостами, перекинутыми через канал, который огибает всю площадь. Вода в канал подводилась по специальному трубопроводу из реки Баккильоне. По “берегам” канала, по двум кольцам, с 1775 по 1838 год было установлено 78 каменных скульптур.



Вид с Прато на собор Санта Джустина
Мост с обелисками на Прато

Фонтан по центру острова Memmia


Настоящий пантеон выдающихся исторических (и мифологических) персонажей: святые, ученые, гуманисты, политики, военачальники, дожи, художники, архитекторы, музыканты. Среди них можно узнать Данте, Петрарку, Джотто, Микеланджело, Галилея, Андреа Мантенья, Тарквато Тассо, несколько фигур Понтификов – на так называемом “Мосту Пап”. Есть среди статуй и работа юного Антонио Канова, еще неизвестного миру – под номером 52 по внутреннему кольцу. На мостах же поставлены обелиски – симметрично по два с каждой стороны канала, по короткому радиусу эллипса. Венчает общую композицию небольшой элегантный фонтан в центре острова Memmia, по имени венецианского инспектора, ученого-просветителя и политика, позднее посла при Святом Престоле в Риме Андреа Меммо (Andrea Memmo), давшего в далеком 1775 году толчок всему переустройству площади. Ажурные бронзовые фонари, установленные вдоль аллей во второй половине XIX века, завершают убранство “луга без травы”...


В начале прошлого века Prato по центру был усажен старыми вязами, которые потом заменили платаны. Архитектура, деревья и вся атмосфера на площади вдохновили известного поэта-символиста Габриэле д’Аннунцио на эти строки в его “Городе тишины”:

... мягкий луг, затененный вязами
и мраморы вкруг берега,
и ласточки чертят с криками,
все мысли мои наполнились
любовью и чувством весны
как на краю сада Армиды.

Продолжение об истории и архитектуре знаменитого падуанского Кафе без дверей... следует


Цитата Gabriele D'Annunzio "Città del silenzio" по Padovanet, перевод Anna Kolomyets. В статье использованы материалы Prato della ValleBlog di PadovaФото из свободного доступа. Использована репродукция картины Francesco Guardi, Вид на Прато делла Валле в Падуе, 1760-1770, Musée des Beaux-Arts de Dijon


Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан