Unbelievable Hirst

Treasures from the Wreck of the Unbelievable.
Сокровища с крушенияНевероятного”.
Punta della Dogana, Palazzo Grassi. Венеция
9 апреля – 3 декабря 2017

В 2008 году вблизи восточного побережья Африки исследователями были обнаружены, разбросанные в широком радиусе по морскому дну, останки древнего кораблекрушения. Эта невероятная находка вызывала в памяти историю о легендарном Cif Amotan II, освободившемся рабе из Антиохии (таких называли liberto), жившем во второй половине первого – начале второго столетия нашей эры.


В Римской империи бывший раб имел большие возможности социального и экономического продвижения – все зависело от его личных способностей и энергии. В этом ему также часто оказывались полезны в качестве меценатов его же бывшие хозяева. Дошедшие до нас обрывочные факты об Амотане (называемом в некоторых источниках также Aulus Calidius Amotan) рассказывают, что после отпущения на волю, этот способный бывший раб, благодаря своей предприимчивости, сумел скопить невероятные богатства. Большую часть своих средств этот ловкач, как оказалось, имеющий склонность к прекрасному, вкладывал в страстное собирание произведений искусства, происходящих из самых отдаленных уголков мира, доступного тогда древним мореплавателям. 

Легендарные “сто сокровищ либерто” – заказанные специально, приобретенные готовыми, скульптуры, драгоценные украшения, оружие, монеты и керамика, оригиналы и копии, фальшивки, добыча нечестных залогов и обмена – все это было погружено на его собственный огромный корабль по имени Apistos (с древнегреческого koinè означает Невероятный), чтобы быть отправленным на Восток, где Амотан специально построил храм Бога Солнца, который должен был вместить в себя все эти драгоценности нувориша-коллекционера. К несчастью, перегруженный “Невероятный” сбился с пути и не доплыл до места назначения – затонул во время бури в открытом океане, передав сокровища своих трюмов сфере легенд и мифов, породив множество вариаций о настоящей и вымышленной истории Амотана, ставшего символом амбиции и скупости, роскоши и фатума.
Аквалангист в момент обнаружения черепа Полифема
Коллекция, видимо самая богатая из всех известных, оставалась на дне Индийского океана почти две тысячи лет, пока не была обнаружена, почти случайно, в 2008 году недалеко от древних торговых портов Азании (юго-восточная оконечность Африки). Спустя почти 10 лет после находки и начала сложных работ по подъему, эта выставка собрала вместе все произведения, найденные на морском дне.

Деталь скульптурной группы Chronos devouring his Children (Хронос, пожирающий своих детей), бронза, 312,5 х 334,3 х 253,5 см. 
Некоторые скульптуры представлены в том виде, как они были обнаружены, без какой-либо реставрации или очистки, плотно покрытые кораллами и другими морскими наростами, под которыми трудно бывает даже угадать очертания и сюжет. На выставке можно увидеть также серии современных музейных копий некоторых найденных предметов, которые помогут зрителю представить, как выглядели оригиналы в своем первоначальном виде.  

***
Такое почти детективно-приключенческое описание встречает зрителя в начале выставки Treasures from the Wreck of the Unbelievable (Сокровища с крушения “Невероятного”) в Венеции. Выставке, полностью занявшей два здания, почти 5000 квадратных метров экспозиции – в Таможенной стрелке и Палаццо Грасси, собственности знаменитого François Pinault Fondation. Никогда еще с момента открытия в 2009 году Музей Пино не размещал в своих залах ничего более грандиозного. После почти десятилетнего молчания бывший bad boy и панк современного искусства, британец Демьен Хёрст (Damien Hirst) снова возвращается на сцену, чтобы сказать своему зрителю – Искусство живо, Искусство остается мечтой, Искусство сегодня должно стать чистым актом веры.
Суть этой выставки Хёрст и организаторы (Pinault Collection, куратор Elena Geuna) держали в полном секрете до самого ее открытия 9 апреля, намеренно за месяц до начала арт-биеннале – интрига сохранялась до последнего момента. Более двухсот выставленных объектов, некоторые из которых действительно гигантские, как фигура Демона с чашей (Demon with the Bowl), целиком занявшая весь внутренний дворик Палаццо Грасси – 18 метров без головы. 
Как и подобает настоящему сокровищу, драгоценные материалы тут в изобилии: ониксы, хрусталь, малахит, нефрит, ляпис-лазурь, золото. Под каждым экспонатом подробные, с археологической точностью сделанные научные описания коллекции мифического Амотана. Чтобы оценить масштаб, четыре месяца понадобилось только для монтажа – эта циклопическая выставка уже заслуженно названа эпохальной. Вызванный ею ажиотаж, эпистолярные битвы сторонников и противников, любопытство зрителей, простых любителей и непростых посвященных, взрослых и особенно детей, пищащих здесь от счастья, ни с чем несравнимы – аналогов не припоминает история современного искусства. Первый результат – стремительно растущие котировки Хёрста на аукционах contemporary art… При очевидной слабости арт-биеннале этого года, “сокровища” Музея Пино определенно затмили всю сумму усилий интернациональных творцов планеты. Что же – “плохой мальчик” Хёрст всегда был (и остается) гениальным креативным провокатором.

***
Punta della Dogana / Таможенная стрелка

Calendar Stone (Каменный календарь) – экземпляр, аналогичный известному календарю ацтеков Piedra del Sol, диск служил для предсказания будущего, в том числе и Апокалипсиса. Бронза, 422,5 х 475,8 х 172, 3 см   
The Warrior and the Bear (Воительница и медведь) изображает забытый ритуал античных афинян arkteia, посвященный богине Артемиде, когда девушки имитировали жесты медведя, бронза, 713 х 260 х 203 см



Lion Women of Asit Mayor (Женщины со львами градоправителя Асита) – парная симметричная скульптурная группа в натуральную величину изображает богинь, укротивших хищников. Происходит с Ближнего Востока, скорее всего фигуры стояли по сторонам входа в храм богини Иштар



Grecian Nude (Греческие ню), бронза, розовый мрамор, бронза, около 200 см высоты

Зал с фигурой Сфинкса и бюстом принцессы Tadukheba, супруги фараона Ахенатона (XIV в. до н.э.)

Сфинкс с лицом принцессы Tadukheba, каррарский мрамор, 126 х 162 х 55 см

Metamorphosis, бронза, 211,6 х 88,2 х 88,7см. На основе Метаморфоз Овидия, представляет женскую фигуру в хитоне с головой и конечностями гигантской мухи. 



Sphinx (Сфинкс), бронза, 123,1 х 177,5  68,4 см

Коллекция ваз с крушения Apistos (Невероятного), бронза, сталь, стекло, лакированный алюминий, силикон

Коллекция сабель, шлемов и щитов с крушения Apistos (Невероятного), бронза, сталь, стекло, лакированный алюминий, силикон

The Collector with Friend (Коллекционер с другом), бронза, 185,5 х 123,5 х 73 см



Reclining Woman (Лежащая женщина), розовый мрамор, 128 х 56 х 151 см. Фигура молодой женщины, полулежащая на триклинии, высечена с такой детализацией и достоверностью, что напоминает о легенде древнего скульптора Пигмалиона, под резцом которого статуя девушки ожила

Remnants of Apollo (Фрагмент Аполлона), известняк, 140,2х 307 х 158,4 см. Морщинистая мышь, сидящая на сандалии, аллюзия на Иллиаду, где Аполлон называется Apollo Smintheus, или Покровитель Крыс 

Cerberus (Temple ornament). Находка трехглавого Цербера, украшавшего храм, на морском дне

Female Archer (Женщина-лучник), бронза и агат, 112,8 х 35,8 х13,5 см

Skull of a Cyclops (Череп Циклопа), каррарский мрамор, 121,5 х 134,5 х 105 см

Aten (Атон – Бог Солнца, дающий Жизнь), красный мрамор, серый агат и сусальное золото, 127,3 х 64,5 х 65,5 см. Необычная поза этого бюста – с запрокинутой к небу головой, идет, вероятно, от монотеистического переворота в верованиях древних египтян, происшедшего во времена фараона Ахенатона (XIV в. до н.э.), провозгласившего Атона единственным истинным Богом
Children of a Dead King (Дети убитого Царя), момент поднятия с морского дна бронзовой группы. Вероятно изображает порабощенных детей древнего царя Митридата, побежденного Римом
Two Large Urns (Две широкие урны), каррарский мрамор, 117 х 151,5 х 149,5 см 

Зал Золотых Сокровищ
Коллекция золотых украшений с крушения “Невероятного”, предположительно принадлежащих Cif Amotan II

Общий вид Зала Золотых Сокровищ
Cornucopia (Рог Изобилия), золото, серебро, 19,7 х 41 х 32 см

Golden Head (Золотая голова), золото, серебро, 23,5 х 11 х 16 см

The severed Head of Medusa (Отрубленная голова Медузы), золото, серебро, 32 х 39,7 Х 39,7 см
Golden Tortoise, Golden Monkey, Cat / Egyptian (Золотая черепаха, золотая мартышка, египетский кот), золото, серебро
The Shield of Achilles (Щит Ахиллеса), золото, серебро, 114 х 112,5 х 7 см. Описание большого щита Ахиллеса, выкованного богом Гефестом, можно найти у Гомера в Илиаде. Это первый в истории мировой культуры пример ekphrasis – словесного описания изобразительного искусства. Рельефы сохранившихся фрагментов представляют крестьянские сезоны, свадьбу, войну, танец, диспут

Один из предметов коллекции полудрагоценных камней с крушения “Невероятного”, кварц fumé, кальцит, золото, серебро


Sun Disc (Солнечный диск), золото, серебро, 122 х 122 х 21 см. Диск, из которого проявляется лик, символизирует преклонение человека перед Солнцем, символом таинства жизни, смерти и потустороннего мира


Зал Медузы и терраса Единорога

The severed Head of Medusa (Отрубленная голова Медузы), горный хрусталь, 39 х 49,5 х 50,2 см. Повторяющийся, как лейтмотив, элемент коллекции Амотана (можно видеть его в версии из бронзы, золота, хрусталя, малахита, пр.). Голова Горгоны символизировала ужас, страх, женскую силу и одновременно подчинение, победу над женщиной, смерть, окаменение. По Овидию, капли крови с отрубленной Персеем головы Медузы, упав море, превратились в кораллы

Skull of a Unicorn (Череп Единорога) по трем сторонам башни Таможенной стрелки - на Большой канал, лагуну и Джудекку, серебро; золото, серебро; бронза

Mermaid (Русалка), бронза, 449,5 х 208 х 234 см. Помещена на самой оконечности Таможенной стрелки, ближе к “своей” водной стихии – Венецианской лагуне

Гиганты. Гидра и Кали

Hydra and Kali (Гидра и Кали), бронза 539 х 612 х 244 см. Шестирукая богиня Кали восходит к индуистской традиции эпохи kushan (II - III вв. н.э.), в той же мифологии есть и чудовище в виде многоглавой змеи – nãga, аналог древнегреческой Гидры с семью головами, которые после отрубания вырастали снова (описано в мифах о подвигах Геракла), символизируя необходимость постоянной борьбы со злом

Вторая часть обзора выставки Демьена Хёрста Treasures from the Wreck of the Unbelievable в Palazzo Grassi в следующем материале.

На первом фото скульптурная группа The Fate of a Banished Man (Судьба изгнанного человека, 387 х 399 х 176 см, каррарский мрамор). На втором - макет корабля Apistos (Невероятный) с предположительным размещением сокровищ Амотана в его трюмах. 
В статье использованы материалы путеводителя по выставке, с официального сайта Palazzo Grassi Museo Pinault, Artribune. Фото Anna Kolomiyets


Понравилось, поделитесь

Популярные сообщения из этого блога

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Patricia Urquiola: Il Sereno – новый дизайн-отель на озере Комо

Renzo Mongiardino – архитектор атмосферы