Garage Italia. Авто и еда – итальянское счастье

Проект, о котором здесь пойдет речь, глубоко итальянский. Потому что он соединил в себе не только креативность двух поколений проектировщиков, но и самые важные и значимые символы Италии. Это недавно открывшийся после объемной реконструкции, в бывшем здании исторической миланской бензозаправки ENI, многофункциональный центр Garage Italia Customs: шоурум, мастерская по изготовлению персонализированных элитных автомобилей, бар и ресторан с итальянской, ломбардской кухней. В этом месте в каком-то смысле соединились несколько знаковых для страны элементов – важных от послевоенных лет до сегодняшнего дня. А теперь подробнее.



В Милане на площади Accursio, как ехать за город к северным озерам и Швейцарии, можно было долгие годы наблюдать, на пересечении под острым углом двух улиц, здание необычной, какой-то аэродинамической или даже космической формы, как приземлившуюся инопланетную станцию. Бывшая бензозаправка-сервисный центр ENI была заброшена уже почти как 30 лет и тихо приходила в состояние руины, зарастая травой и деревцами, за дряхлеющим забором, с выбитыми стеклами, изрисованная не совсем приличными граффити. Брошенная на произвол судьбы, в ожидании новых предприимчивых застройщиков с планами какого-нибудь банального торгового центра, в ожидании разборки под ударами чугунных баб. Но к удаче города Милана и его старожилов, помнящих другую станцию, появился некий персонаж, уж точно хорошо известный в национальных масштабах – Lapo Elkann, внук знаменитого почти “Отца нации”, владельца автомобильного концерна FIAT, политика, сенатора Джанни Аньелли (Gianni Agnelli), или как его просто называют до сих пор итальянцы Адвоката. Экстравагантный Лапо явился с конкретным намерением спасти эту архитектуру от разрушения и дать ей новую жизнь. И как раз вовремя, иначе дни легендарной станции просто были бы сочтены.

Super Corte Maggiore Авто Клуб - станция в 70-е годы 
Здесь стоит рассказать немного подробнее об истории рождения этого необычного здания, плотно вплетенной в историю послевоенной Италии. Было начало 50-х, страна постепенно подымалась из разрухи войны, пронесшейся над полуостровом несколько раз с Севера на Юг. Контрибуции, план Маршалла… трудовая миграция, разрушенные семьи, скромные компенсации, сцепленные зубы. И тогда Италия начала выпрямляться, а при грамотной инвестиционной политике и благодаря мудрым налоговым льготам стали рождаться во множестве новые производства, давая места все новым волнам мигрантов с аграрного Юга. Начинался знаменитый индустриальный бум, позже названный итальянским экономическим чудом. Одним из обязательных атрибутов достатка стал автомобиль, особенно доступные малолитражки производства того же FIAT. Тогда и родился первый национальный концерн дистрибуции топлива итальянского производства Ente Nazionale Idrocarburi ENI. Президент ее Enrico Mattei заказал в 1951 году архитектору Марио Баччокки (Mario Bacciocchi) проект распределительной сервисной станции и автозаправки на тогдашней миланской окраине, на Piazzale Accursio.

Lapo Elkann во время презентации проекта реконструкции станции в 2015 году. Studio MDL
Гениальный проект Баччокки был создан в “органическом” стиле Streamline, популярном в 30-е годы в Соединенных Штатах, с характерными криволинейными динамическими формами, как будто высеченными ветром, потому что этот стиль лучше всего передавал дух оптимизма того момента в Италии. Что интересно, в какой-то мере это было возвращением из-за океана пересмотренного итальянского футуризма, родившегося здесь в 10-е годы и провозглашенного в знаменитом “Манифесте Футуризма” 1909 года поэтом и драматургом Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Он говорил, что главное в новом арт-движении красота скорости, стремительность, динамизм, протест против старого. Новая станция на площади Accursio была построена между 1951 и 1953 годами, как прототип – первая из длинной серии проектов, созданных Баччокки для ENI. И три десятилетия оставалась знаковым зданием, встречающим автомобилистов на въезде в город, своеобразными северными воротами Милана.

***
После десятилетий забвения, для приведения постройки “в чувства” Elkann пригласил известнейшего миланского архитектора Микеле Де Лукки (Michele De Lucchi, на фото выше, читайте о нем у нас в блоге от 20 июня 2017), трепетно относящегося к историческим памятникам, мастера с большим тактом и опытом реконструкций. Рассказывая в одном из интервью о своей работе над этим проектом, Де Лукки почти с нежностью говорил о его архитектурной смелости в сочетании с предельной технической бедностью воплощения, обнаруженной при ближайшем рассмотрении, с использованием материалов из разборки старых зданий того же квартала – ясном свидетельстве крайней бедности тех послевоенных лет, не помешавшей тем не менее яркому творческому поиску проектировщика и большим инженерным достоинствам его архитектуры. Некоторые части здания пришлось полностью разобрать, многие усилить. Изменилась и конфигурация внутренних пространств с учетом новых функций – были разобраны ненужные перегородки, усилены пилястры, заново проложены все коммуникации, усилены фундаменты, заменен световой фонарь, оборудован лифт. Работа над проектом шла долгих три года.

Работы по укреплению конструктивных элементов центрального зала Станции. Студия MDL 
Разборка перегородок во время реконструкции и укрепление фундаментов


Factory - мастерская Lapo Elkann по персонализации элитных транспортных средств 





В полностью отреставрированном здании на общей площади 1700 квадратных метров нашлось место множеству интереснейших функций. Главная по площади и сути часть – это мастерская по персонализации транспортных средств “земля-воздух-море” по имени Garage Italia Customs, из которой выходят творения Лапо, достаточно давно и успешно увлеченного дизайном, умело балансирующего на грани высокого искусства и китча. А еще это бар во входном с улицы уровне и ресторан на втором этаже под управлением знаменитейшего шеф-повара Италии Carlo Cracco, две звезды Michelin. 




Две замечательные открытые террасы со множеством живых растений и пляжной мебелью в уровне ресторана в теплый сезон заставляют забыть, что вы не в городе у моря, а в Милане. И еще много различных многоцелевых пространств и интересных фишек: так в части Lapo Elkann factory можно опробовать профессиональный тренажер-симулятор управления элитным автомобилем Ferrari GT, а в мастерской-студии максимально персонализировать свое транспортное средство – автомобиль, лодку, самолет, мотоцикл – от кузова до салона и малейших деталей. Настоящая Ярмарка Тщеславия в действии.  



“Милан несет бремя и честь представлять собой флагман [современного] итальянского Возрождения в мировой панораме, активно взаимодействуя с другими культурными и деловыми центрами мира. Именно поэтому я хотел открыть пространство для коллективного использования, где можно создавать и смаковать лучшие творения нашей страны, объединив под одной крышей итальянские достижения в области креатива, дизайна, транспортных средств и еды”. Lapo Elkann

Симулятор управления элитной Ferrari GT
Если подробнее остановиться на интересных деталях и достоинствах интерьеров Garage Italia, посылы к автомобильной теме, в общем к транспорту и мобильности здесь многочисленны: это 1100 разноцветных моделей автомобилей, формирующих оригинальнейшую световую инсталляцию под потолком бара, непосредственно над барной стойкой цвета Red Ferrari. В этом же входном зале собраны многочисленные трофеи гонок Формулы-1, также как, например, в Hard Rock Cafe принято собирать раритеты из мира музыки в оригинале: здесь кубки, книги, фото, автографы, униформа. Этот зал дополнительно освещают оригинальные светильники Circuit 1 американского бренда Apparatus Studio, расположенные по периметру между окнами. Зеркальная галерея, удваивая пространство, ведет к центральному залу factory, где в дневное время можно наблюдать за работой ее креативного персонала. 





Лестница со ступенями цвета gray petroleum, огибающая прозрачный лифт, заставляет улыбнуться – на ней четко впечатаны два параллельных следа от протектора шин.  


На втором этаже мобильная тема продолжается с такой же замечательной настойчивостью. Это кузов Ferrari 250 GTO, одного из самых красивых автомобилей всех времен, в центре ресторана – он выполняет функцию cocktail station. Абсолютная изюминка этого зала – перевернутый трек Polistil Формулы-1, покрывающий весь его потолок, с расставленными по нему машинками, мечта любого мальчишки, даже если у него уже седеют виски. Дополнительные светильники над отдельными столиками сделаны под размер из автомобильных глушителей. Сам зал благодаря своей заостренной форме и сплошному остеклению по периметру напоминает корабль, на носовой части которого разместилась одна из двух открытых террас – эта меньшая с видом на площадь Accursio, под прикрытием глубокого козырька, оригинально подсвеченного по вечерам, иногда разными цветами. Сиденья по периметру ресторана, вдоль стен, сделаны в форме автомобильных, с исключительным шиком салона Ferrari. Посуда и столовые приборы – всё персонализировано, а книжка меню представляется в виде диска спидометра. Даже названия блюд “в теме” – от закуски Mille-Miglia до десерта Париж-Дакар.







Спустившись в уровень -1 лифтом с кожаным откидным сиденьем или по ступеням с протектором, гости попадают в другой мир – мир роскошных яхт Riva Aquarama, гордости итальянского элитного судостроения. Эта часть выполнена намеренно совсем в другом ключе – со сплошными стеновыми панелями из красного дерева, множеством встроенных прячущихся полочек, мягким светом, что создает на самом деле ощущение приватной яхты. В туалетных комнатах приборы и смесители цвета меди, матированные, а расположенные друг напротив друга зеркала множат до бесконечности всю эту роскошь. Модели и фото яхт дополняют морскую тему этого этажа. Здесь в интерьерах был использован особый синий цвет, где-то между серым и синим, которому было дано даже свое название Blu Navy Garage. По словам Лапо, он намерен запатентовать его вместе с Azzurro Lapo, его любимым цветом, напоминающим цвета национальной итальянской сборной.




Маниакальное внимание к малейшей детали, желание максимально персонализировать все пространства, вкус и изобретательность всегда были лучшими традициями итальянских мастеров всех времен. И Garage Italia еще одно подтверждение основательности славы made in Italy.



Цитата Lapo Elkann по Garage Italia Milano. В статье использованы материалы Domus, Autoblog, Scatti di GustoPlatform, QuattroruoteФото Anna Kolomiyets, из указанных выше источников и из открытого доступа.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан