Архитектор Marco Donati: искать вдохновение в искусстве

Мы разговариваем с миланским архитектором Marco Donati, с недавних пор лектором наших курсов HoReCa Workshop, соучредителем одной из самых успешных и востребованных итальянских студий Storage Associati, особенно в сфере fashion design. И с любопытством открываем неожиданные стороны этого незаурядного человека, симпатичного и остроумного собеседника, и конечно, невероятного профи в своем деле – а послужной список студии за более чем 15 лет существования действительно потрясающий. Креативный директор с безумной страстью к архитектуре и эстетике в целом, увлеченный теннисом, велосипедами и мотоциклами, жизнелюб, называющий себя технологии-зависимым. При этом любящий природу. И больше всего на свете ценящий дружбу… На разогревающий вопрос “про погоду”, нет, про то, что он еще любит, Марко с замечательным чувством юмора ответил: “Еще я очень люблю книги, которые в дополнение к тому, что много покупаю, я еще иногда и читаю”. Итак, познакомимся ближе с архитектором Донати (беседовала Анна Коломиец). 


Aнна Коломиец: Марко, начну немного издалека, с твоего профессионального образования, которое совсем не кажется традиционным как для миланца. Очевидно и (почти) неизбежно – при выборе этой профессии не обойти Politecnico, где ты защитился на архитектуре (Миланский политехнический Университет). Но у тебя имеется еще и любопытный опыт зарубежного обучения –  в Дании (Det Kongelige Danske Kunstakademi в Копенгагене, Ред.). Что в то время не было широко распространенной практикой. Как это получилось, почему такой выбор и что этот опыт тебе дал: в плане профессии, по жизни?
 Marco Donati: Скажем так, на те времена, когда я учился, путь, который я выбрал, был скорее альтернативным, чем типичным по сравнению с классической итальянской моделью обучения. Я принял участие в программе Erasmus (европейская система обмена студентами между университетами. Ред.), которая на тот момент существовала в Италии всего второй год. Я с моими друзьями в каком-то смысле пролагал маршрут, шел по целине. Так я провел год в Копенгагенской академии искусства и архитектуры. И это точно стало поворотным моментом в моей жизни, как академической, образовательной, так и персональной. Опыт Дании не только обогатил меня с личной точки зрения, но и открыл мне большой багаж культуры и очень практических знаний, что типично для северных школ. И это, кстати, дало мне повод очень высоко оценить намного более теоретический подход итальянских университетов. Сочетание итальянской теории и датской практики наложило отпечаток на меня как специалиста и очень сильно помогло мне в профессии, тогда, в начале пути и на протяжении всех следующих лет.

Michele Pasini + Barbara Ghidoni + Marco Donati = Storage Associati
АК: После опыта работы в нескольких студиях, в некоторых даже в качестве соучредителя, ты вместе с Микеле Пазини и Барбарой Гидони (Michele Pasini, Barbara Ghidoni) создаешь в 2001 году Storage Associati, сегодня твой основной бизнес. Твои партнеры – это студенческие друзья по Политехникуму? Как вы нашлись спустя пять лет после защиты диплома и как вам работается втроем? У вас гибкие роли и задачи в студии или четко зафиксированные и оговоренные функции? Вы всегда согласны между собой в работе?


MD: Уже в последние университетские годы (которые я растянул немного… слишком))), вместе со своими друзьями я перепробовал много разных методов работы, от простой группы единомышленников до настоящей студии, с которой мы, кстати, выиграли два международных архитектурных конкурса. Но так уж получилось, что после первых успехов пришли и первые разногласия, и чтобы не разрушить исторические дружбы, я решил немного поработать в одиночку. После нескольких лет самостоятельной работы мне посчастливилось сделать один проект с Барбарой и Микеле, давними моими друзьями, и с тех пор мы вместе в этом приключении, которое называется Storage Associati. Мы всегда стараемся пройти хотя бы первый этап проектирования – творческий – вместе, сравнивая мысли и пытаясь найти главную идею втроем. Потом, и это очевидно, чем больше проект продвигается вперед, тем больше кто-то один из нас ведет его вперед, иногда в паре с кем-то из двух компаньонов. Разумеется, с ростом размеров студии (сегодня нас 27 человек) и объема работы, управление ею становится все более сложным процессом. Но мы общими усилиями стараемся поддерживать именно эту схему создания проектов, потому что считаем, что это одна из наших сильных сторон. Понятно, что каждый из нас троих имеет свои особенности как с точки зрения вкуса, так и с точки зрения проектного подхода, что часто достаточно серьезно может сталкивать нас лбами. Но мы все равно уверены – именно это внутреннее напряжение становится тем дополнительным плюсом, который часто дает более интересные дизайнерские решения как с эстетической, так и с функциональной точки зрения.




Acquasalata Sneaker boutique
AK: Ты как-то во время одной твоей лекции у нас на курсах (HoReCa Workshop, Ред.) определил стиль Storage Associati как архитектуру в архитектуре, или архитектуру в интерьере. Очевидно, у вас есть сильный узнаваемый авторский стиль, но каждый раз он интерпретируется по-разному. Вашим интерьерам меньше всего подходит определение декоративный, они строгие и сдержанные. Чему обязан такой стилистический выбор? Его разделяют все три партнера студии? Возможно, вам не хватает чисто архитектурного проекта, а интерьеры – это просто разминка в ожидании Большой Архитектуры?)



Dolce & Gabbana на Капри

Dolce & Gabbana в Порточерво
MD: Да, я бы мог сказать, что одна из наших проектных особенностей – это безусловно очень архитектурный подход к пространствам. И это во многих случаях можно назвать именно настоящей микроархитектурой, помещенной внутрь проектируемых объектов. Мы часто используем этот подход для определения зонирования и потоков, а еще для создания такого проекта, который не был бы декораторским, чем довольно часто страдает интерьерный дизайн.   Происходит ли это от нашего желания строить более масштабно? Не знаю… Наверняка скажу, что в последние годы мы работаем над большими проектами как интерьерными, так и по проектированию собственно зданий. И этот наш подход, о котором мы рассуждали выше, отличным образом работает, и позволяет нам иметь проектную непрерывность между экстерьером и интерьером. Без сомнения, такой подход родился из нашей университетской и общекультурной базы. Наше образование, я думаю, может нам позволить достаточно легко справляться с различными задачами проекта, над которым нам выпадает поработать.


Бутик элитных ковров Gorlan Milano
AK: Storage работает как в сфере общественного, так и частного проекта. Как меняется ваш подход к дизайну в одном и другом случае, если меняется? Насколько у вас получается выразить себя, свой стиль и насколько следовать пожеланиям клиента? Или клиент ищет именно ваш стиль? Был ли случай, когда заказчик отказывался от вашего предложения или требовал радикальных изменений?




Optical illusion - частный проект апартаментов от студии Storage Associati. Когда везет с клиентами
MD: Еще одна из наших особенностей – это способность интерпретировать желания и видение клиента, не предавая собственную проектную систему, хотя разные наши проекты, по крайней мере так нам кажется, сильно отличаются друг от друга. Имея возможность работать с известнейшими брендами, мы научились и развили в себе способность четко интерпретировать пожелания клиента и, в итоге, натренировались определять и переосмысливать ценности каждого бренда, с которым мы сотрудничаем.
Иначе происходит, когда мы работаем с частным заказчиком. В этом случае личные отношения и способность сотрудничать с клиентом на уровне концепции, с помощью постоянного сравнения проекта и концепции, на основе которой этот проект и рождается, часто приводят к результатам намного выше первоначальных ожиданий. Должен честно признаться, что в обоих случаях лучшие проекты рождались, когда сам заказчик активно и грамотно участвовал в проектном процессе. Нужно помнить, что, хотя ремесло архитектора часто остается процессом почти интимным, его конечный результат – итог усилий и работы целой команды. Поэтому очевидно, чем больше взаимопонимание и общее напряжение в команде, настрой на одни параметры, тем лучше и функциональнее будет результат.
Конечно, в нашем прошлом, даже недавнем, у нас случались жесткие противостояния, но чаще всего все проблемы были сняты пересмотром и переработкой проекта. К счастью, надо сказать, что самые крупные претензии к проекту у нас были вызваны чисто экономическими вопросами, а не по причине дизайна.


Dsquared2 Milano
Dsquared2 London
Dsquared2 Rotterdam
АК: Вы много работаете для индустрии моды, создавая бутики для известных брендов (Gant, Tod's, Dolce & Gabbana, Antonioli, Osgood; Dsquared2 – эксклюзивно в мире). В этих случаях вам, можно предположить, приходится следовать жестким канонам марки. Сколько вашего получается вложить в проект в таких случаях? Что для вас самое сложное в проектировании для сферы моды?

Osgood Store в Турине



Hangar 8289 by Antonioli на Ибице
MD: Как я уже сказал чуть раньше, одно из наших признанных достоинств – это способность определять стилистические особенности брендов, с которыми мы сотрудничаем, и переосмысливать их в ключе узнаваемости и соответствия образу марки. Без сомнения, работа с лучшими модными брендами имеет поистине сенсационный творческий потенциал, но нельзя забывать, что она подразумевает также множество обязанностей и ожиданий. Конечно, после стольких лет работы мы в состоянии решить все функциональные проблемы торговой точки, даже с определенной легкостью, хотя всегда есть чему поучиться и в чем усовершенствоваться. Я бы сказал, что мы всегда стараемся придерживаться нашего архитектурного подхода к проекту и пространству, с которым мы работаем, чтобы придать ему некоторую “скульптурность”. Основные трудности, с которыми мы сталкиваемся, чаще всего связаны с необходимостью донести идею проекта и его суть персонажам, отвечающим за маркетинг. Они как правило (но не всегда) живут почти исключительно цифрами или концепциями розничной торговли, достаточно далекими от поэтики, которую мы закладываем в каждый наш проект. Вот почему я всегда говорю, что лучшие проекты являются результатом хорошего дизайна, но особенно – исключительных клиентов, которые синхронизируют себя с нашими идеями, и строят с нами критически-конструктивные отношения. И скажу, что в истории нашей студии мы должны благодарить фортуну, которая очень часто приводила нам интереснейших и достойных клиентов.



Ресторан Potafiori в Милане
АК: Среди ваших проектов есть также рестораны, как недавний Potafiori и сейчас находящийся в процессе завершения God save the Food в Милане, открытия которого мы с нетерпением ждем. Когда вам случается работать над такими проектами, совершенно новыми для вас как студии, как вы компенсируете возможный недостаток опыта в этой области? Выдвигаю предположение – внимательно слушаете клиента и его повара, а еще?


Визуализации бистро "God save the Food" в Милане
MD: С технической точки зрения я могу сказать, что сегодня у нас есть достаточно опыта и в сфере food & beverage. Первоначальная наша неопытность в этом вопросе была восполнена знаниями наших заказчиков и их персонала. Сегодня мы намного более подготовлены, и на самом деле проекты HoReCa в нашей студии гораздо многочисленнее, чем это было в прошлом. И потом, быть любопытными очень помогает… когда мы сами оказываемся в роли клиента или пользователя всегда смотрим в четыре глаза и стараемся натырить” как можно больше секретов).

АК: Один из ваших недавних проектов Ceresio 7 gym & spa в Милане для исторических клиентов Dean и Dan Caten (основатели марки Dsquared2, Ред.) в здании головного офиса бренда, где вы смогли в определенном смысле продемонстрировать многие из ваших эстетических и стилистических принципов. Но мой вопрос другой. Такие проекты как СПА настолько сложные и комплексные, что родилась специализация, и этим занимаются лишь немногие архитектурные студии. Как вы подготовились к этой работе, кто вас консультировал? И не говоря об эстетической стороне, вам было непросто выполнить этот проект? Какова была реакция публики?





MD: Давай исходить из того, что любой проект имеет свои трудности. У СПА-центра были свои, и как всегда бывает, совместная работа команды позволила получить нужный результат. Понятно, что мы вкладываем много личного в проект, но точно так же очевидно, что чем больше и комплекснее проект, тем в большей мере он является результатом коллективной работы. Мы всегда очень любопытны и стремимся учиться во всех областях, поэтому возможность попробовать себя в чем-то новом нас не пугает, а наоборот, очень подстегивает. Но понятно, что мы признаем профессионализм других в тех сферах и тех темах, которыми мы не владеем. Именно поэтому мы за годы существования создали свою сеть профессионалов, которая может помочь нам в различных областях. Именно это и позволило нам спокойно справиться с проектом СПА и добиться отличного результата, который очень хорошо был принят и заказчиком, и публикой.

АК: Ваши любимые материалы дерево, стекло, железо, латунь, камень (особенно не очень декоративный локальный Ceppo Lombardo). Играя с этими несколькими выразительными инструментами, у вас получается создавать почти что произведения современного искусства, соединяя латунь с эффектом золота и бетонные поверхности, создавая прекрасное “напряжение”, ту красоту, которую хорошо воспринимает публика, даже не слишком подготовленная в эстетическом отношении. Какие у тебя и у твоих компаньонов отношения с искусством? Вы случайно не участвуете в свободное от архитектуры время в Art Fair?)) Когда вы приступаете к проекту, что вы смотрите, чтобы найти вдохновение? Какие ваши первые шаги в новом проекте?

OPEN - проект оформления temporary space
MD: Хотя я, Барбара и Микеле, мои партнеры, мы все три очень разные личности, нас точно объединяет любовь к искусству. Каждый со своими особенностями и подходом, но все мы двумя руками черпаем вдохновение и подсказки из мира искусства, будь то живопись или скульптура, фильмы или литература... когда мы начинаем проект, каждый из нас с очень личной позиции проделывает своеобразное исследование по теме, и подчеркиваю, каждый из трех всегда, именно всегда обращается к искусству. Затем мы встречаемся и после довольно интенсивной работы по сведению всего к общему знаменателю, пытаемся извлечь основные концепции проекта. Часто это художественные образы и фразы из книг или фильмов. Отсюда начинается собственно процесс проектирования, работа над пространством: с планами, 3D-моделированием и т.д., и т.п.

АК: Вопрос, который мы задаем всем нашим архитекторам, кого интервьюируем. Кого из великих итальянских или мировых архитекторов ты бы мог назвать своим Учителем, кто повлиял на тебя больше - если такие есть? Может, не конкретное имя, а стиль?

Acquasalata Sneaker boutique - идея динамической витрины-трансформера
MD: Что до меня, я могу совершенно спокойно назвать имена. Среди архитекторов меня восхищают Herzog & De Meuron, Mies Van Der Rohe, Peter Zumthor. Но действительно классных архитекторов есть предостаточно, очень много. Я предпочитаю смотреть в другие сферы. Среди художников вообще я супер-поклонник Richard Serra, Donald Judd, Robert Smithson, James Turrell... в общем всех из minimal art.  Потом обожаю Bukowski, но вообще-то я очень много читаю. Мне очень нравится фотография и графика (я фан ранних работ David Carson) ... ну и хватит, пожалуй, потому что я мог бы ответить на этот вопрос десятью страницами имен… 
Gant - проект concept store в Турине
АК: И наконец, что бы ты хотел спроектировать, чего еще не пробовал делать в своей профессиональной биографии?
Книги в студии Storage Associati
MD: Скажем, еще совсем недавно я бы ответил, что это церковь или кладбище. Это то, что я все еще хочу спроектировать сегодня. Но в последнее время я мог бы даже добавить: дом на дереве, ну, или дом в лесу. Я хотел бы иметь больше непосредственного контакта с природой. Чуть не забыл, мне также хотелось бы создать какой-то социальный проект в стране вне Европы. Я хотел бы ближе познакомиться с совершенно другой культурой, возможно, с Африкой, и проектировать простые дома или, например, больницу... М-да, есть так много вещей, с которыми нам еще предстоит иметь дело... но я бы точно был счастлив перерыву в проектировании модных бутиков-:)


Фото предоставлены студией Storage Associati, Facebook StorageMilano, из свободного доступа. Вступительное фото Marco Donati во время лекции на курсах HoReCa Workshop в Милане, Геннадия Мартынова. На втором - новая штаб-квартира студии в Милане, реализация и фото BMA. Фото Ceresio 7 gym & spa студии и Helenio Barbetta.


Понравилось, поделитесь

Популярные сообщения из этого блога

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Patricia Urquiola: Il Sereno – новый дизайн-отель на озере Комо

Renzo Mongiardino – архитектор атмосферы