Ресторан + flora: Potafiori. Part 3

13 сентября23 сентября

flower bistro

(florist & jazz singer)
Marco Donati, один из основателей миланской Storage Associati (вместе с Michele Pasini и Barbara Ghidoni), ранней весной 2015 года к ним в офис явилась экстравагантная молодая дама с ярко-рыжими волосами и предложила сделать ей проект ресторана… без денег. В компенсацию став его совладельцами. Потому что особыми средствами она не обладала, но имела достаточно ясную идею будущего заведения и решимость открыть его во что бы то ни стало: цветы и изобретательная кухня, и обязательно площадка для мини-концертов. Розальба, одна из самых известных миланских флористов, на тот момент умело управляла двумя цветочными магазинами по имени Fiori (Цветы) – в своем родном городе Бергамо и в Милане, и могла похвалиться самыми элитными заказами как букетов, так и оформления важных событий, например, показов мод, а также длинным списком VIP клиентов. На что и собиралась делать ставку в своем новом, на этот раз кулинарном бизнес-начинании. Времени на реализацию было... 5 недель!

Архитекторы иногда покупали цветы у Розальбы в ее магазине Fiori, недалеко от их студии, так что знакомство было вполне шапочным, поэтому им хотелось понять - не сумасшедшая ли их заказчица?.. После того, как прошло первое удивление и осели эмоции, архитекторы, все же покоренные энтузиазмом и энергией Розальбы, предложили ей озвучить детали проекта. Оказалось, что кроме общего видения, она даже уже присмотрела конкретное место, на тихой via Salasco – недалеко от знаменитого миланского Университета Bocconi. Это была достаточно давно заброшенная мастерская на улице, где на тот момент не было ни одного ресторана, то есть совершенно не “прикормленной” на кулинарную тему, резиденциальной и спокойной, что поначалу сильно смутило студию. Зато само здание архитекторам понравилось сразу –  монументальный фасад начала ХХ века, с мощными каменными вставками-ризалитами, четырьмя широкими витринами на улицу в обрамлении серых рам, с высокими потолками и, главное, арками во внутренних пространствах, развивающихся в фасадном и втором в глубине доме, с видом на маленький внутренний дворик. 

И тут, по словам Марко Донати, победил профессиональный зуд – потому что как опытные архитекторы они сразу увидели невероятные возможности этого пространства, удивившись чутью Розальбы. Совладельцами будущего ресторана они не стали, но предложили ей долгую-долгую-долгую рассрочку. И, естественно, при таком вступлении, студия

Так началась работа над проектом. Прежде всего были быстро разобраны и выброшены все внутренние мелкие и временные перегородки, открыты на максимальную высоту потолки, сняты многолетние красочные наслоения со стен – и пространство предстало во всей красоте своей более чем столетней давности… готовое к новой трансформации. Не без проблем, о которых охотно рассказал архитектор.




Особенностью многих проектов студии Storage Associati, давно и успешно работающей в секторе retail и общественного интерьера (они разработчики бутиков DSquared во всем мире), всегда было создание, по определению Донати, “архитектуры в архитектуре”, с конкретной привязкой проекта к месту – genius lociдаже если далеко не всем посетителям заведения это было бы очевидно. В таком же ключе студия подошла и к работе над проектом ресторана для Розальбы: было выбрано всего несколько основных материалов, олицетворяющих собой Милан и его архитектурно-строительную традицию: местный ломбардский камень Ceppo Lombardo, из которого созданы фасады почти всех зданий миланского центра. Этот серый, с крупными вкраплениями камень, имеет один недостаток – в нем есть пустоты другой плотности, которые на фасадах обычно заделывались другими материалами и шлифовались. Студия же сделала из недостатка достоинство – и решила использовать его в интерьерах в натуральном виде, не обрабатывая и не закрывая поры. 



Второй материал – бетон, в виде готовых строительных цементных блоков ретий – латунь, кажущаяся золотом, листовая, мастерски соединенная встык, так что кажется цельно литыми объемами. И наконец, черный металл. Из камня, бетона, латуни и железа архитекторы Storage соорудили в залах ресторана композиции из простых геометрических форм - параллелепипеды разных пропорций, которые выполняют функции лавок, рецепции, столов-экспонентов для цветов – длинные и узкие. Другие, высокие и вертикальные – роль преград-стенок и перегородок для зонирования пространств, создавая в целом интересный эффект high-end галереи современного искусства или минималистической spa. Не забывая, что все эти объемы исключительно функциональны, согласно задачам работы магазина-ресторана. Одна такая композиция из простых объемов встречает на входе – рецепция и вручение готовых букетов. Другая отделяет зал ресторана от зоны кухни, скрывая технические помещения и разводя поток подачи готовых блюд с выносом посуды, а также пряча лестницу в нижний уровень.  




Учитывая достаточно скромный бюджет, задачей архитекторов было еще и по возможности сэкономить, не умаляя эффектного вида ресторана. Был разумно выбран одинаковый серый цвет как для стен и потолков, так и для полов (чуть светлее) – на нем идеально должны были смотреться любые цветочные композиции. Пол был сохранен оригинальный, из длинных деревянных досок – некоторые из самых разрушенных были заменены аналогичными, найденными в местной столярной мастерской. По словам архитекторов, выбирали самые неудачные и с дефектами, что сильно удивило продавцов дерева, зато идеально подошло для реставрации пола в их интерьере. 




Непросто оказалось решить и задачу шумопонижения-звукоизоляции: поскольку потолок был максимально поднят до высоты перекрытий, пришлось крепить звукоизоляционные плиты непосредственно на него, без возможности спрятать под них коммуникации. Поэтому весь свет – а это лампы-фары – закреплен на направляющих, зафиксированных между стенами залов, что в итоге добавило театральности всему пространству. Большую любовь Розальбы к классикам итальянской архитектуры студия Storage потешила, предложив во всех залах самую известную модель стула Superleggera маэстро , которую итальянская марка Cassina непрерывно производит уже 60 лет. И еще для входного стола рецепции из черного металла был предложен светильник Taccia братьев Castiglioni, реплика исторической модели 1962 года от Flos.

Оригинально был обыгран и угол с фонтаном для полива цветов – в обрамлении из ломбардского камня, с хитрым сплетением латунных трубок, он кажется скорее артистической инсталляцией, чем функциональной конструкцией, и несомненно, украшением внутреннего зала ресторана. Все объемы и персонализированные элементы ресторана сделаны под размер Castelli costruzioni.



Немного атмосферных фото. Легкая рука Розальбы смягчила некоторую архитектурную жесткость студии Storage
Дополняет атмосферу ресторана и ощущаемое во всем внимание к каждой детали. Так, дизайн униформы для персонала тоже не разочаровывает: длинные льняные фартуки с карманами у официантов и бармена, с


Возможно, когда вы делаете что-то с любовью и страстью, и у вас есть удача / умение преуспеть в том, чтобы передать это ощущение другим - люди оценят, и этим компенсируют вам многие жертвы
Rosalba Piccinni



Если говорить собственно о ресторации, здесь гостям семь дней в неделю предлагается все – от утреннего кофе с выпечкой до бранча, обеда, аперитива с коктейлями и, наконец, ужина. Кухня итальянская, средиземноморская, и следует сезонам, как и цветы в букетах Розальбы. Ее ресторан очень и очень скоро стал суперпопулярным, настолько, что она уже подумывает – не заказать ли архитекторам из Storage, ставшим давно друзьями, второй проект. Кстати, долг за первый был отдан с опережением оговоренных сроков еще в начале лета.  

“Музыка, джаз, прежде всего – это импровизация, цветы - импровизация, сама кухня - импровизация, когда вам не хватает какого-то ингредиента, чтобы приготовить блюдо, которое вы задумали, именно в этот миг вы создаете что-то новое и оригинальное, что-то великое”. Rosalba Piccinni


flower bistro



Potafiori

Популярные сообщения из этого блога

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Patricia Urquiola: Il Sereno – новый дизайн-отель на озере Комо

Renzo Mongiardino – архитектор атмосферы