Michele De Lucchi: Мы все проектировщики

Michele De Lucchi – известный итальянский архитектор, живущий в Милане и работающий с равным успехом как с архитектурой и урбанистикой, так и в предметном дизайне. Участник легендарной группы Memphis, основанной Ettore Sottsass jr., студии Alchimia, автор нескольких книг и монографий, оригинальный рисовальщик, остроумный и мудрый собеседник, энергичный участник многочисленных архитектурных форумов. Как например, недавно закончившаяся первая Milano Arch Week. У него - специфическое чувство юмора, харизма и внешность гуру, кем он и является. 
Приведенный ниже фрагмент диалога между Де Лукки и публицистом Домитиллой Дарди был записан во время презентации его новой книги “Мои ужасные и удивительные клиенты” (Quodlibet Editrice, здесь некоторые переведенные главы) 16 марта 2016 в миланской галерее 10 Corso Como. И даже спустя год с хвостиком со дня презентации, эта беседа показалась нам настолько актуальной и содержательной, что мы охотно вам ее представляем. К тому же Маэстро авторизовал для публикации перевод отдельных глав его книги – специально для нашего блога, скоро.


Domitilla Dardi: Говоря о различных ролях архитектора, задам свой первый вопрос, вызванный моим личным любопытством. Ле Корбюзье, приехав в 1934 году на виллу Stein в Гарше, и войдя в этот дом, им спроектированный, в первый раз после того, как его заселили хозяева, воскликнул “Счастливчик Палладио. Ему такого не делали!” – имея в виду ту жуткую мебель, которую добавили [в обстановку] обитатели, несмотря на то, что архитектор спроектировал все до малейшей детали. Тем не менее, подозреваю, что архитекторы прошлого имели довольно спорную позицию: чем больше они любили архитектуру, тем больше ненавидели предметы, которые ее заполняли. Сравнивая, в твоем поколении [De Lucchi] наоборот, эти “отношения” между пространством и предметом стали вполне мирными. В связи с чем интересно твое мнение о “сожительстве” пространства с предметами – то есть как получилось, что сегодня уже спокойнее можно оставить [архитектурное] произведение жить в руках клиента, заказчика?

EXPO Milano 2015 - Pavillion Zero на Всемирной выставке

Michele De Lucchi: Спасибо, замечательный вопрос! Только я сравнение с Корбюзье не принимаю – он слишком великий. Потому что основал всю современную архитектуру и культуру дизайна. Он оставил нам чудо своей архитектуры, чудо своих картин и чудо своей мысли... это на очень многое повлияло. Стоит сказать, что большое отличие между эпохой Ле Корбюзье и нашим временем представляет “водораздел” радикалов, феноменradicals в 70-х годах прошлого века, который, к сожалению, очень мало изучен, хотя и был очень мощным. Потому что, благодаря ему в архитектуру и дизайн вошла экспрессия концептуального искусства. Насколько авторы концептуального искусства, живописи и скульптуры, были воздержаны в создании произведений искусства, копаясь в смыслах и значении искусства, так же и архитектура radicals, ее представители как Sottsass и ему подобные, иногда воздерживались от проектирования и сосредотачивались на исследовании роли архитектора в современном обществе. Что так меня привлекало в radicals, несмотря на то, что я был слишком молод в ту эпоху, еще только учился на архитектуре во Флоренции и лично познакомился чуть позже, что согласно парадигме радикальной архитектуры – мы все Проектировщики (творим Проекты). Это неправда, что архитекторы являются творцами, а другие нет, что есть такие особые творческие люди – с одной стороны, и нетворческие с другой. Но все мы – Авторы, по крайней мере, авторы себя самих. И это лично мне очень подходило, в моем конкретном случае: у меня был идентичный мне брат-близнец, поэтому у меня всегда стояла проблема различения себя с другим человеком. Мы так сильно были с ним похожи, практически идентичны (теперь может меньше), что нас не различали и называли нас просто Близнецы – это был один близнец, как один человек. И тогда я сделал свои заключения... и отрастил эту бороду, чтобы упростить [задачу отличия]. Тогда же я понял, что на самом деле все могут, и без особого труда, быть не только потребителями прекрасного, но и его создателями, значит мы все дизайнеры. И когда я разговариваю с проектировщиками как архитектор, я осознаю, что все истинные произведения должны ставить задачу подталкивать людей к творению. Поэтому задача архитектора, вычисленная путем анализа той же архитектуры, это стимулировать креативность других. Да и вообще все прекрасные вещи обладают способностью развивать желание творить.

Внутри павильона Zero - огромная символическая библиотека-архив как олицетворение мирового знания. EXPO Milano 2015
Внутри павильона Zero. EXPO Milano 2015

DD: В своей книге ты пробуешь рассуждать о природе твоих клиентов, которых прежде всего можно определить как внутреннего клиента, который глубоко внутри нас. Мы здесь не хотим отобрать эффект сюрприза у тех, кто будет читать твою книгу, но действительно есть здесь своего рода финальная исповедь, где ты говоришь о “Госпоже Совести”. И именно там ты упоминаешь своего “внутреннего клиента”. Но ведь внешний клиент есть в любом случае. Кто он?

Pavillion INTESA San Paolo - EXPO MIlano 2015
MDL: Я твердо верю – чтобы быть архитектором, нужно уметь работать в одиночку, с самим собой, и знаю также, насколько важнó умение работать с другими людьми, и конечно с заказчиком. Если ты не в состоянии отличить работу, которую должен проделывать наедине с собой (Госпожа Совесть) от той, что делается с другими, очень легко запутаться. Важно четко понять, в чем твоя роль и какова твоя задача, какова ценность того, что ты даешь. Мне с этой точки зрения очень повезло, потому что у меня есть одна студия, где я работаю в одиночку, и другая, где я работаю профессионально [в коллективе]. И я уже не смог бы иначе, или в одной - или в другой. Просто не смог бы, может выдержал бы дней десять, ну может пятнадцать, но потом мне нужно было бы обязательно погрузиться в Милан. И потом Проект – это смесь из многих аргументов, и нужно уметь слушать других специалистов, а иногда выступать в качестве режиссера всей этой системы разных компетенций, которая ставит рядом слесаря, кузнеца, столяра, каменщика и все другие фигуры.  

EXPO Center - EXPO MIlano 2015

DD: Тебе часто приходится контактировать с людьми разных поколений. И в таких случаях ты, конечно, должен проживать эти моменты немного в их измерении: слушать, активно взаимодействовать с теми, кто, возможно, имеет очень далекий от твоего жизненный опыт, или кто смотрит на тебя как на Маэстро. Чуть раньше ты ссылался на архитектуру как метафору. И в этой книге тоже есть различные эпизоды, которые рассказывают о твоем опыте, с тем же проектом Cavart [семинар-экшен-метафорический happening, организованный Де Лукки, 1976], который оставил по себе запоминающиеся образы. Вот интересно, говоря о том времени проектов-метафор, как по-твоему, сегодня им есть место в современной архитектуре? Для человека на поколение или два моложе тебя, на твой взгляд, до сих пор существует в Италии потребность в такой “метафоре”?

Hotel Medea в Батуми, Грузия. 2006- 2011

MDL: Да, я считаю, что архитектурное послание тех лет остается в силе и актуально, настолько же как остается актуальным отношение между “модулем архитекторов” и “модулем заказчиков”, где нет разделения, но есть своего рода сотрудничество. И потом очень важен мессидж архитектуры тех лет – когда все доводилось до крайности, где были happening, перформансы, большие дискуссии. И это, безусловно, помогает мне и сегодня интеллектуально “радикализовать” мой проект во всех смыслах. И оказывается очень полезным, чтобы понять, что является отправным моментом для создания твоей архитектуры. Это как при печати фотографий или в работе в Photoshop. Говоря о „правильной экспозиции“, когда фотография получается слишком темной или слишком бледной: нужно сделать ее немного темнее или осветлить. Но если ты не обостришь эти крайние точки, то не сможешь понять, что же правильно и какой вариант будет верным.

Проект Clock Tower для Астаны, Казахстан. 2014

DD: Ты говорил о перформансах 70-х годов, и они несомненно дали толчок твоей необыкновенной открытости к другим формам самовыражения. Среди них можно назвать твое открытие для себя моды, которой в этой книге ты дал определение, если не ошибаюсь, “легкомысленной”. Думаю, подразумевая в первую очередь иную длительность моды в сравнении с архитектурой или дизайном. Как и время на ее создание, принятие эфемерного, страх перед старением. Теперь, спустя годы, мы видим, что дизайн позаимствовал многое – даже конструктивно, вдохновляясь образцами, моделями, самим динамизмом моды. В Милане сегодня есть i Saloni [известнейший Мебельный салон]. И дизайнерский мир в Милане до возникновения Saloni и сегодня сильно отличается. Мое поколение воспринимает прошлое как некий опыт “тотального дизайна”, с формами социализации между разными авторами, между вами, почти как некая литургия, очень отличная от современной ситуации. Как по-твоему изменился или меняется дизайн сегодня? В чем сегодня ответственность проектировщика?

Мост Мира в Тбилиси, Грузия. 2009-2010

MDL: То, что я назвал [в книге] моду легкомысленной, совсем не нужно воспринимать как-то уничижительно, потому что мода на самом деле очень важна сегодня, чтобы понимать, что такое современность, авангард. С тех пор как я занялся дизайном, и особенно начал работу со студией Memphis, мода стала для меня очень полезной, особенно для понимания того, о чем в книге говорит Господин Дух Времени – Signor Spirito del Tempo. Если ты не отдаешь себе отчет, в каком месте находишься, если не умеешь справляться с социальной, исторической, образной ситуацией, как ты собираешься заниматься проектированием мест? Мир – это вот этот текущий момент, и все, что ты делаешь, это твой ему, миру, ответ. И он у тебя под рукой, и это такая чертовски привлекательная и одновременно ответственная штука. Я и сам до сих пор полностью это не впитал, но ведь это старая проблема человечества, всего мира. Вот как мы можем продолжать проектировать для вечности, если нет больше свободного места? Вы знаете, сколько гектаров земель исчезает из долины [реки] Пo каждый день? 20 га каждый день! Это значит, что 7000 гектаров [свободных земель] исчезают каждый год с Падуанской равнины. Это означает, что за один год они застраиваются складами, домами, дорогами, автострадами, парковками. И все это потребление, которое происходит в отношении земли, просто невозможно, несправедливо. Мы уже загрязнили достаточно, чтобы остановиться – эту идею [бесконечно строить] нужно просто выкинуть из головы. Должна уйти из наших голов та естественность думать, что земля обязательно должна быть использована. Об этом нужно думать – вот что важно для всех архитекторов. Я очень горд и доволен собой, особенно моими последними зданиями, которые я спроектировал – потому что у них нет фундаментов: это все мои павильоны для EXPO [EXPO Milano 2015], павильон UniCredit [в квартале Porta Nuova Милана]. Все эти здания построены над уже существовавшими основаниями. Это помогло мне много думать о том, что строить современный мир можно только в рамках установленной системы. К тому же я все больше предпочитаю работать в концепции временности, быстротечности.

Pavillion Unicredit в Милане на площади Gae Aulenti. 2013-2015

DD: Возвращаясь к теме Салонов. Индустрия приучила нас к тому, что каждый год компании должны представить [на выставке в Милане] свои новинки, давая постоянное ускорение новому производству. Как тебе это видится?
Знаменитая лампа Tolomeo для Artemide, 1987 (Michele De Lucchi и Giancarlo Fassina), призер Compasso d'Oro, ever green дизайна. Фото © Luca Tamburlini

MDL: Я не буду тут останавливаться на описании индустрии прошлого как чем-то сером и дымящем. Я останавливаюсь на том моменте, что бóльшая часть новинок, которые показывают каждый год Saloni, это прототипы. И замечательной стороной тут является то, что это всегда результат креативного поиска между дизайнером и фабрикой. Совместно с опытными ремесленниками, талантливыми итальянскими мастерами, которые специализируются на инновациях, технологиях. По случаю [Салонов] все работают на износ, и тебе удается сделать просто удивительные вещи. В этом союзе между ремеслом и промышленностью у нас получилось объединить два отдельных мира. Потому что любой опытный ремесленник умеет и любит экспериментировать, то, что производству удается с большим трудом. Экспериментировать означает также и ошибаться. Если ты боишься ошибок, этот страх тебя парализует. Чтобы быть открытым эксперименту, нужно наоборот быть свободным делать ошибки. Тогда это потом становится лично приобретенным опытом, который точно не потеряется, а превратится в компетентность.




Запись сделана 16 марта 2016 в галерее 10 Corso Como, Милан. Записала и перевела Anna Kolomiyets. Оригинальный титул книгиI miei orribili e meravigliosi clienti”. Quodlibet Editrice, 2016. Фото © Studio Michele De Lucchi,  EXPO2015, Luca TamburiniAnna Kolomiyets, из открытого доступа. Фото в начале статьи - Michele De Lucchi на открытии своей выставки Case Casine Casette Casone, фото © Pernice Editori, второе фото St. Jakobs Chapel, Auerberg, Fischbachau, Германия, 2010-2013


Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан