Свето-дизайнер Matteo Fiore о секретах shop lighting

Архитектор и свето-дизайнер Matteo Fiore, лектор курсов HoReCa Workshop в Милане – специалист с тридцатилетним опытом создания проектов освещения. В этот раз наша беседа с маэстро коснулась немного истории развития иллюминотехники для модных бутиков – и находясь в Милане, мировой столице высокой Моды, с уверенностью можно сказать, что мнение такого профессионала может стать полезным для всех проектировщиков, кому придется заниматься оформлением магазинов. Беседовала Anna Kolomiyets. Предыдущие материалы с Маттео Фьоре читайте также у нас в блоге: интервью от 24 мая и об оформлении выставки Захи Хадид от 5 октября 2016.


HoReCa Workshop: Маттео, приветствую. Мы возвращаемся в новом году к нашим архитектурным диалогам. В Милане несколько дней назад закончилась суматоха по поводу Mens Fashion Week. Что скажешь, если в этот раз, я попрошу тебя рассказать о специфике профессионального освещения в магазинах - бутиках одежды?

Matteo Fiore: Ты предлагаешь разговор именно на ту тему, над которой я работаю почти каждый день. С удовольствием. 


HW: Мода всегда ставит перед собой задачу предвидения и интерпретации тенденций нашей жизни, и умело посылает нам с помощью массированных рекламных кампаний те сообщения, которые будут определять потом наш имидж, то, как мы себя представляем, или обусловят наш выбор покупки. Это достаточно сильное воздействие, но в то же время оно не осознается нами в повседневной жизни, не давит. Очевидно, что маркетинг, который раскручивается вокруг моды, считается одним из самых профессионально отточенных. Новые, все более изобретательные инициативы и мероприятия Моды касаются не только рынка, но и вкуса, привычек и культуры простых людей. Какова роль света в этой области? 

Витрины бутика Tod's в Галерее Виктора-Эммануила, самом топовом модном месте Милана
MF: Безусловно, свет здесь – один из главных действующих лиц. На самом деле из всех многочисленных задач дизайна интерьера именно в этом аспекте есть повышенная чувствительность к результату, к соответствию ожиданиям. Еще важнее роль света в оформлении художественных выставок или во входных зонах отелей и ресторанов. Конечно, говоря о retail, я имею в виду прежде всего продуманный свет в бутиках известных марок, когда команда архитекторов работает над созданием образа concept store для повторения (реплики) и экспорта этого образа по всему миру. Концепт, который отражает образ актуального тренда. Именно на свет возложена задача передать желаемые эмоции. Задача насколько трудная, настолько и интригующая. 


HW: Возможно, для большей ясности, ты мог бы привести некоторые реальные примеры. Может расскажешь, как изменился свет в магазинах одежды на протяжении последних лет... если изменился?

MF: Я работаю с shop lighting [оставим это определение без перевода, HW] уже больше тридцати лет, и могу сказать, что в этом секторе изменения происходят почти циклически – каждые 10 лет, имею в виду именно освещение. Может показаться слишком долго, но в действительности намного быстрее, чем в других секторах, таких, как офисные/рабочие пространства или приватный интерьер. Большую позитивную встряску и толчок к изменениям в магазинах одежды, всегда богатым, роскошным, избыточным, дал в конце 80-х миланский бренд Prada.  Минималистский магазин для минималистической моды. Магазин лишается каких-либо излишеств декора. Голые стены, как в музее contemporary art, чтобы стать фоном для нового “современного искусства”: туфелька, платье на пьедестале, который служил бы обрамлением и подчеркивал достоинства “произведения”. Товары совсем не “драгоценные”, но несомненно дорогостоящие почти как произведения искусства. Как в примере магазина Jil Sander в Берлине. 

Магазин Jil Sander в Берлине. Техника экспонирования музейная
Эта двойственность стимулировала продажи и помогла замаскировать большой разрыв между производственной себестоимостью и розничной ценой изделия. Одевая на себя брендовую вещь, покупатель получал возможность ощутить себя обладателем произведения искусства, что доставляло удовольствие как тем, кто ее покупал, так и тем, кто на это смотрел. Минималистический магазин стал идеальным типом оформления для творений стилистов Prada, Versace, Armani, Valentino и их архитекторов: Baciocchi, Silvestrin, Lissoni, Citterio и других. Так началось внимательное концептуальное изучение особенностей разных магазинов Модных домов с их идентичностью, узнаваемой по всему миру. Такой подход послужил не только самой моде, но и многим архитекторам интерьера, которые в этих проектах бутиков смогли максимально проявить свою креативность и показать ее миру. Это повлияло на вкусы, причем не только в сфере моды, но и частного интерьера. Минимализм, ими заявленный, можно было видеть не только на страницах архитектурных журналов – он был под рукой, на глазах, его можно было обозревать, проходя по улице перед витринами магазинов.

HW: Замечательная ретроспектива. А что ты скажешь о роли света? Изменился ли настолько же радикально подход к освещению?

MF: Да. Свет уходит от схемы "осветить, чтобы увидеть" и приобретает свою собственную идентичность. Возможно впервые. Вам нужно создать атмосферу? И что лучше света это сделает! В потолке появляются каналы, из которых льется свет, чтобы подчеркнуть качества интерьера. Свет скорее становится рамой для предмета, чем просто помогает рассмотреть его. Именно сумма предмет + свет становится героем больше, чем сам продукт. И свет со своей неуловимостью лидирует в минималистских трендах. Продукт уходит на второй план. (фото 2 Подпись: Магазин Iceberg в Милане. Вам больше не освещают платье, вам продают атмосферу.) Необходимо усилить общий вид или наоборот – выделить, подчеркнуть сам продукт с помощью сильного света, яркого и зрелищного, чтобы приковать ваш взгляд к "шедеврам".

Витрина бутика Moschino. Товар как произведение искусства
Полностью исчезают декоративные люстры, бывшие когда-то символами, эмблемой пышного богатства былых времен. Источники света больше не выставляются напоказ и вовсе не являются теми элементами, по которым определяется уровень клиента магазина. Они исчезают из поля зрения, скрытые в каналах и полостях. А марка светильника служит только гарантией его надежности. Его больше не выбирают из-за дизайна: на самом деле, чем он нейтральнее, тем лучше. Такая трансформация подхода влияет в свою очередь и на дизайн светильников: они становятся менее декоративными, точно нарисованными и персонализированными. Может быть не в последнюю очередь потому, что те же стилисты начали проектировать еще и освещение.

HW: Минимализм в архитектуре еще не закончился, а вот в оформлении магазинов, похоже, наоборот. По-твоему, почему?

MF: Очевидно, что так. Постоянное желание моды быть инновационной в своих предложениях и всегда разной и стало той причиной, почему интерьеры бутиков так часто обновляются, минимум каждые семь лет. Или еще чаще, если концепция не работает. Но основной причиной сегодня все же стала экономическая, которая поставила точку на гедонизме и показухе вокруг одежды как status symbol. Таким образом произошел резкий разворот тренда. Да, продукт богатый и дорогой, но с точки зрения материалов, из которых и как он сделан: рафинированных, престижных, но выполняющих роль, скажем так, молчаливых кулис. Продукт отлично выставлен на всеобщее обозрение, но уже не как арт-объект. Функциональная экспозиция с освещением, которое хорошо подчеркивает качества продукта. Свет демонстрирующий и продающий, как я сделал, например, в магазинах Tods и Valentino.

Tod's Milano. Мало заметные осветительные приборы создают акценты на самих изделиях. Свет нигде не размазан. Кожаные стены подчеркивают высокий уровень бутика
Tod's Milano. Стены с деревянными панелями “зебрано” оттеняют и обрамляют изделие
Бутик Valentino в центре Landmark в Гонконге
Свет подчеркивает продукт на полках и подставках для экспонирования
Стенка с сумками покрыта обоями ручной работы в сусальном золоте, выполненными под заказ в Токио. Ценные, но не кричащие материалы, идеально сочетаются с продуктом
Торшер и два кресла создают уютную домашнюю, а не музейную атмосферу
В связи с этим я процитирую фразу одного владельца бутика: 

"Если у меня есть магазин с красивым интерьером, то что-нибудь я да продам. Если у меня красивое и совершенное освещение, я безусловно продам"

Простые слова, чтобы выразить идею, о которой часто забывают.

HW: Да, на самом деле, люди легко воспринимают то, что можно потрогать, их будоражат материалы, в то время как тактильно неощутимый свет не так легко понять и работать с ним. Всегда думается, что это только элемент, помогающий увидеть все вокруг нас, а не элемент, повышающий качества интерьера и делающий его скрытым инструментом продажи. Что мы имеем сегодня – какой курс взял shop lighting?

MF: Shop lighting следует тенденциям моды. Сегодня, если вы послушаете любое интервью кого-то из стилистов, вы обнаружите, что через каждые три слова повторяются слова: технологии, свойства, исследования. Вы замираете в удивлении, потому что речь идет об одежде, а не об автомобилях, компьютерах или смартфонах. Но это тренд сегодняшнего дня, и нужно ему соответствовать.

HW: После выше сказанного, как это интерпретируется в проектировании освещения – иллюминотехнике*?

MF: Появлением и приходом на рынок светодиодных ламп Led: это технологический ответ для самого современного освещения. Ответ, поначалу вызвавший у всех легкое заикание. Это совсем не была быстрая замена. Как мы знаем, светодиоды появились на рынке света уже 15 лет назад, но только в последнее время они стали действительно надежными с точки зрения качества освещения, долговечности и достаточной эмиссии света. На протяжении многих лет, при выборе и покупке мой интерес к светодиодам был достаточно скромным. Стоимость была очень высокой по сравнению с ограниченным количеством излучаемого света. Продолжительность их “жизни” никогда не была определяющей, поскольку быстрота смены look фирменных магазинов опережала срок действия ламп. В то время как расходы на их применение и регулирование были существенными. Это всегда чувствительная сторона проекта (бюджет), и важно ее сбалансировать с первоначальной стоимостью оборудования. В течение многих лет свет Led использовался как инструмент только для visual merchandising

Витрина Dior. Лампы Led создают световую раму и подчеркивают визуальный образ
Маленький размер самих лампочек дал большую свободу в использовании этих источников света для подчеркивания элементов и конструкций витрин и создания небольших акцентов в интерьере. 

Витрина бутика Iceberg. Свет Led привлекает внимание прохожих и создает акцент на тонких структурах композиции
HW: Из твоих слов можно понять, что сейчас ситуация изменилась. Наконец можно спокойно использовать этот источник света – Led – как надежный, со скромным потреблением, с длительным сроком службы, с хорошим качеством освещения и, что еще немаловажно, излучающий мало тепла?

MF: Мне жаль разочаровать наших читателей, но с лампами Led проблемы в проектировании освещения удвоились. Я объясню, почему. Например, чтобы сделать проект магазина, независимо от концепции, источники должны создавать сильный акцентный свет. Причем, нужно получить не только широкие, но и плотные лучи. И, наконец, должна быть очень хорошая цветопередача.

HW: И что же, современные светодиоды дают ответ на эти запросы проектировщиков?   

MF: Если говорить об интенсивности света, можно иметь мощность до 46W и выше, до более 5000 люменов. И кто знает, может завтра еще больше. Но проблема заключается в стандартах. Еще вчера на рынке правили лишь несколько транснациональных корпораций, таких как Osram, Philips Thorn и т.д. И лампы от различных производителей мало отличались по своим качествам.  Сегодня у нас есть рынок с тысячами производителей светодиодов, и может случиться так, что с продуктом 12W мы будем иметь 360 люменов, а с другим продуктом той же мощности у вас будет более 1500 люменов. Таким образом, вы не можете больше доверять указанным на лампе ваттам, как раньше, но должны каждый раз проверять, сколько люменов дает источник. И это становится все больше вопросом для специалистов-экспертов. Другим примером проблематики являются углы световых лучей. Светодиодный луч имеет немного-немало 120 °. И только с помощью отражателей или линз вы сможете сузить его. Большинство предложений на рынке предлагает линейку от 120 ° до 15 °, и этот узкий угол никогда не имеет точного описания. И полон так называемого паразитирующего света. Более узкие лучи, например, в 6°, появились только в последнее время, и производятся только очень немногими компаниями. Даже с цветопередачей нет идеального понимания между различными производителями, а также по вопросу цвета света, теплого или холодного. У различных производителей есть оттенки света, которые не всегда совпадают, даже если на них стоит маркировка одинакового градуса по Кельвину.

HW: Кажется невероятным, что наблюдается такое большое количество аномалий. К чему это приводит?

MF: Случались и продолжают случаться неожиданные и сомнительные результаты, со слишком интенсивным или наоборот слабым освещением. Нежелательный холодный свет, и так далее, как будто работа по иллюминотехнике делается бесконтрольно. Но в случае работы для магазинов точный проект освещения является неотъемлемым требованием для достижения необходимых результатов. Я проектирую, контролирую и предполагаю план освещения таким образом, что даже без моего личного надзора по месту все точки размещения и ориентации источников света будут абсолютно точными и будут правильно настроены местными специалистами, идет ли речь о Токио или Буэнос-Айресе. Абсолютная определенность результата – это именно то, чего требуют сегодня Дома Моды, потому что они не могут и не хотят иметь сюрпризов во время все более сложной и интенсивной работы по открытию каждого нового бутика.

Проект света – это такое его выразительное использование, которое может трансформировать восприятие пространства и находящихся в нем предметов. Это способность перенести на передний план отдельные предметы, привлечь взгляд, создать тени, помогающие лучше понять продукт.


HW: Свет, технологии, атмосфера – все работает для воздействия на клиента. Подытожим. Пространства и объекты – элементы для показа самыми разнообразными способами, придающими максимальную ценность их формам и материалам.

MF: Именно так. Один удовлетворительный результат, например, я получил в последних проектах для магазинов, разработанных мной для Valentino Red в Лондоне и Милане. В обоих случаях концепция магазина была “Кукольный дом”, абстрактный и очень женский. В случае Лондона я его сделал более абстрактным и в современном ключе, и немного более Dejà vu для Милана. 

Магазин находится в Лондоне, в самом фешенебельном торговом центре Европы
Концепция освещения должна выражать “свежесть”
По сторонам две videowall обеспечивают свет и мессиджи о прндлагаемом бренде
Центральная витрина имеет элемент, запрограммированный для изменения цвета и интенсивности
Стеновые панели снизу подчеркнуты линией света Led, в то время как сверху распространяется свет типа daylight
Открывающиеся световые шкафы в магазине Valentino Red в Милане
Специально противопоставлена технологиям Led антикварная люстра old style
Коридор, ведущий в зону позади аксессуаров, становится как бы местом созревания и "брожения желаний", в котором свет контрастирует с цветочными силуэтами воображаемой беседки
История продолжается на лестницах, которые служат также в качестве подставки для аксессуаров
Лампы Led подчеркивают и обогащают ступени, ведущие к хранилищу вещей
HW: Какие еще проекты поразили тебя в последнее время?

MF: Да, есть такие. Два, но в нехорошем смысле. Оба на via Montenapoleone в Милане, главной улице моды нашего города. В обоих случаях есть попытка сочетать мессидж о бренде с другим: о технологиях со светом. В первом, бутик Pinko, проект представляет собой две больших videowall, призванных создать сценографию среды, но все элементы проекта кажутся отдельными. Способ презентации самой одежды найден удачно, но свет, плоский и монотонный, ничего, увы, не добавляющий к мизансцене. Оформление дополняют и другие videowall, которые контрастируют с выставленной одеждой, рассказывая о далеких уголках мира. Определенно, это больше подходит для туристического агентства. 

Бутик Pinko на Via Montenapoleone в Милане
Второй – новая концепция магазина Dolce & Gabbana. Роскошнейший интерьер, где клиенту предлагается стиль old fashion, который смешивает элементы девятнадцатого века с дизайном 50-х годов прошлого. А супер-технологичный потолок – совершенно “кричащий”, потому что совсем не сочетается с остальной частью интерьера, убивая все вместе. Свет к тому же рассеянный и невыразительный. Еще одно подтверждение, что работать над проектом освещения, сочетающим другой тип света и Led, совсем непросто.

Новое оформление магазина Dolce & Gabbana на Via Montenapoleone в Милане
HW: Каково же будущее этого сектора?

MF: Я надеюсь, что так же, как в индустрии моды, в других проектных сферах появятся широкие возможности для такой профессии как lighting designer. Может быть, мало используемой, потому что по-прежнему в проектировании есть еще те, кто считает, что свет в проекте нужен только чтобы увидеть!

HW: Спасибо, Маттео. В следующий раз, когда мы встретимся для наших архитектурных диалогов, если мы получим (надеюсь) положительную обратную связь читателей, хотелось бы поговорить подробнее о практических советах по shop lighting.

***
* Иллюминотехника (illuminotecnica) – итальянский термин, который мы предлагаем вам добавить в свой профессиональный глоссарий. Определяет весь комплекс проекта освещения, от типологии, количества, расположения и ориентации источников света, до создания особой атмосферы, а также использования систем умного дома.


В статье использованы фото магазинов, оформленных Matteo Fiore, предоставлены автором. Фото архитектора - Геннадий Мартынов.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан