Mercatino. Рай для архитектора

Растущая сегодня популярность vintage, мода на art déco в мире современного интерьера, будь то приватный проект или общественное заведение, заставляет проектировщика уделять намного более пристальное внимание если не теме антиквариата, то миру старых вещей, от мебели до аксессуаров и предметов искусства. Тем более, что при правильной дозировке их умелое соединение в одном пространстве с современными предметами может дать очень интересные и яркие решения или сделать такой предмет гвоздем всего проекта. Не говоря уже об особой ауре “вещей с историей”. В связи с актуальностью вопроса, наш экскурс будет в мир блошиных рынков Италии, с небольшим ответвлением во Францию.




У старинных или просто старых вещей есть свой особый шарм, своя непреходящая ценность помимо простой их стоимости на антикварном рынке. Когда смотришь на эти вещи, приходят мысли – кто-то держал эти предметы в руках или выставлял их на показ восхищенным друзьям, желая удивить. Кто-то сидел в этих креслах, обмахиваясь вот этим веером, ел с этих тонких фарфоровых блюд этими серебряными приборами, блистал в этих бриллиантах? Иногда истинная история предметов известна достоверно, почти всегда, если они происходят из известных фамильных коллекций. Но чаще остается тайной или только догадками. Ценность старинных вещей определяется многими составляющими – прежде всего их возрастом, аутентичностью и степенью сохранности, не в последнюю очередь чистотой стиля, авторством, оригинальностью, подчас количеством остающихся в мире аналогичных предметов. Важно наличие достоверного провенанса, по-итальянски provenienza. Упрощая - это происхождение вещи, история ее владельцев, хотя бы последних. В Италии старинной – antica – считается вещь старше ста лет, это зовется антиквариатом. Все что моложе, или по другим версиям создано с 1930-х годов, попадает в категорию modernariato – термин для нас непривычный, но в мире антикваров и коллекционеров широко применяемый. Так что, полезно взять его в свой словарь, направляясь на “охоту”.

Париж. Clignancourt Paul Bert
Одно имя – две разновидности. Marché aux Puces
Отвлечемся совсем немного от Италии: заглянем в Париж. При всем изобилии культурных красот, которыми так богата французская столица, одной из главных ее туристических достопримечательностей остается знаменитый блошиный рынок – marché aux puces Clignancourt, или Saint Ouen - Сен-Уэн, самый известный и, кажется, самый старинный в Европе. Основан рынок был в далеком 1885 году на окраине тогдашнего ville lumièreгорода огней, как звали Париж конца XIX века. А сегодня Marché превратился в настоящий оседлый антикварный городок в районе Periferique, занимающий площадь в 7 гектар(!). И хотя зовут его блошиным, уровень представленного здесь товара очень высок – это целые улицы и кварталы, с номерами домов и перекрестками, с лавками, организованными в соответствии с экспозицией, с внимательными и просвещенными продавцами-антикварами, которые помогут выбрать предмет или дать консультацию для пополнения коллекции клиента. 


Так что это действительно рай для архитектора или декоратора. Здесь пахнет старым деревом, хорошим табаком и кофе, который, кажется, беспрерывно потягивают почему-то из пластиковых стаканчиков хозяева лавок. Склады-хранилища для экономии площади вынесены во второй уровень, куда ведет узенькая винтовая или почти воздушная лесенка – всё как для гномов, тесненькое и уютное. Поражает здесь огромное количество совершенно необыкновенных собак – они, холеные и спокойные, выглядят настоящими хозяевами этого места, снисходительно смотрящими на суетных людей. 


Здесь два раза в неделю, по выходным любят бывать многие парижане и туристы. Последние с идеей приобрести что-то на память о городе, наверняка поинтереснее брелка с Эйфелевой башней или банки с фуа-гра. Архитекторы и декораторы здесь всегда желанные посетители. Старожилы рассказывают, что среди завсегдатаев Клиньянкур, любящих посещать эту элитную парижскую “барахолку”, были замечены такие знаменитости как Ив Сен Лоран, Пьер Карден, до сих пор сюда захаживает чудная женщина Франции Катрин Денев.

Антикварная ярмарка в Милане на канале Навильи проходит каждое последнее воскресенье месяца
Mercato dei pulci
Вернемся в Италию. Сказать по правде, тут никто не называет эти мероприятия блошиными рынками, но попросту mercatino, то есть уменьшительным базарчик. Слово уже само собой подразумевает именно антикварную его направленность. Итальянский меркатино, в отличие от парижского перманентного, организовывается временно, кочевым, или передвижным способом, на один-два дня, чаще в воскресенье по заранее оговоренному графику, например, третье или последнее воскресенье месяца. Ранним утром антиквары разворачивают складные прилавки, покрывают их бархатными полотнами и раскладывают свой скарб под полотняными зонтами. На таких базарчиках редко бывают по-настоящему ценные вещи, обычно среднего уровня, что тем не менее не исключает, при определенном везении, найти здесь настоящие сокровища. Предлагаемая здесь мебель – это чаще небольшие предметы, как лавки-касапанки, консоли, тумбочки, кресла и стулья, реже бюро или горки, люстры, торшеры, бра. Много бижутерии и украшений, старинных открыток, фото, нумизматики. А цены обычно колеблются от 1 евро до десяти и больше тысяч. 

Единственный способ доставить антикварный скарб на campo San Maurizio в Венеции – естественно водой, рано утром по каналу Гранде, на большой барке
Взрослые цифры могут запросить на более знаменитых меркатино, как, например, на венецианском campo San Maurizio, куда знатоки едут за позолоченным резным деревом и редким коллекционным стеклом Мурано от знаменитых дизайнеров середины XX века. Всего за год на кампо организуется пять ярмарок – самые необычные из них, пожалуй, рождественская и пасхальная. На Рождество, в зимнем тумане и в ранних сумерках с разноцветными стеклянными фонариками, соседние с Сан Маурицио лавочники бесплатно угощают замерзающих за их прилавками антикваров горячим vin brulè (глинтвейном) и сдобным pan doro, сладким пирогом с изюмом и цукатами. И это во многом помогает продержаться три ярмарочных дня в промозглой зыбкости венецианской зимы (обычно вторые выходные декабря и пятница перед ними). На Пасху на площади, рядом с антикварными прилавками, у стен церкви Святого Маурицио соревнуются в пении необычные хоры пожилых гондольеров, исполняющие a capella старинные венецианские песни на местном диалекте.     

Меркатино на Campo San Maurizio в Венеции
Чтобы на меркатино застать предметы по-настоящему интересные, нужно пробежаться по прилавкам с утра пораньше, как только они разворачиваются, как это и делают те же антиквары в поисках какой-нибудь неожиданной в этих местах удачной находки высокого уровня. Иногда везет, и тогда профи комментируют: affare fatto - “сделал базар”, значит день удался. А такая находка обычно переходит из товара уровня меркатино в более высокую рангом категорию ярмарок fiera dantiquariato, попадают на престижные аукционы или оседает в частных коллекциях. Так постепенно обедняется и мелеет общий уровень этих базарчиков, оставляя все меньше шансов даже неленивому утреннему посетителю.
Есть места, которые специализируются больше на мебели и модернариате, как самый большой в регионе Венето Mercatino di Piazzola в одноименном городке Piazzola sul Brenta недалеко от Венеции. Он славится высоким уровнем предлагаемого товара и, конечно, своим расположением на площади перед известнейшей барочной виллой Contarini, одной из самых известных вдоль реки Брента - начинал ее строить Андреа Палладио, а завершали два не менее весомых архитектора Винченцо Скамоцци и Бальдассаре Лонгена. Аристократы Контарини приглашали только лучших.

Piazzola sul Brenta. Меркатино на фоне старинной виллы Pisani
При особом усердии и целенаправленном поиске, в таких местах можно найти обстановку, аксессуары, скульптуру, картины, посуду, текстиль в объеме, достаточном не только для камерного проекта, но и для меблировки небольшой гостиницы, как было, например, в случае первого дизайн-отеля Cà Pisani в Венеции в стиле art déco и футуризма.

Куклы никогда не выходят из моды. Меркатино в Милане
Надувать, обштопывать, облапошивать, дурить [синонимы обманывать]

«Дурят нашего брата: в средневековом рыцаре – современные опилки…» 
Аркадий Райкин «В Греческом зале»


Неправильно было бы подозревать всех антикваров или продающих старину в нечестности. Подавляющее большинство из них действительно профессионалы, знатоки своего дела. Но не будет лишним для начинающих коллекционеров или архитекторов, декораторов интерьеров, ищущих аутентичные вещи, знать несколько базовых правил, чтобы не попасться на фальшивку или подделку, или хотя бы для того, чтобы не переплачивать за “недоброкачественный” товар. 

Во-первых, нужно внимательно и без спешки осмотреть интересующий предмет, его сохранность и функциональность (если речь идет о механизме, например, о старинных часах). Если осмотр не дает оснований подозревать подделку, аутентичность вещи может подтвердить еще в буквальном смысле, степень ее потертости. Искусственно состарить, конечно, можно. Но опытный глаз всегда отличит естественную, временем созданную старость от вчера нанесенных царапин и «морщин» - стертость углов, ручек, опирающихся или чаще открываемых частей, сглаженность кромок на стекле или фарфоре. Старое дерево, например, имеет более компактное и плотное зерно (орех, вишня, дуб), а со временем немного меняет свой первоначальный оттенок, приобретая буквально патину времени. Свет, температура, влажность, воздух и время придают пепельный оттенок мебели из ореха, розоватый – из вишни, охристый предметам из мягких пород. 

Piazzola sul Brenta. Благодаря масштабности здешнего меркатино тут можно найти много мебели разных эпох и стилей
Во-вторых, в антикварном деле важен и так называемый фактор насмотренности, или пристрелянности глаза, что иногда может заменить недостающие опыт и знания. Поэтому будет полезным посещать музеи, выставки антиквариата, блошиные рынки, интересоваться специальной литературой, чтобы лучше ориентироваться в стилях и их особенностях, консультироваться с профессионалами, прежде чем приобретать заинтересовавшую вещь. Особенно учитывая, что цену, по сути, продавец формирует исходя из собственных субъективных представлений, иногда непосредственно в разговоре с клиентом. Поэтому умение поговорить на одном с ним языке часто помогает значительно опустить окончательную цифру сделки, и в итоге радостно унести с собой желанный предмет. Бессмысленно изображать из себя эксперта перед антикваром, если вы им не являетесь. Логичнее обратиться за советом к знакомому специалисту в случае возникших сомнений. Если вещь очень дорогая, но очень хочется ее купить, можно и не поскупиться на профессиональную экспертизу, что нередко помогает сэкономить в итоге немалые деньги, если предмет окажется более молодым или менее аутентичным, чем это изначально озвучивалось продавцом.


В-третьих, забудьте все предыдущие советы, если вещь вам жутко понравилась, а цена не показалась неподъемной. Если вы влюбились в вещь, берите ее, не раздумывая, и несите домой или вставляйте ее в свой проект, как бриллиант в корону. Потому что это не только разумная инвестиция в то, что завтра будет дороже, чем сегодня, но и реализация желаний, а это вдвойне позитивно.

Post Scriptum
Кстати, родственная тема reusing/recycling тоже остается очень популярной – и барахолки (без иронии) в состоянии поставлять совершенно уникальные предметы, которые потом служат “строительным материалом” и прекрасно трансформируются во что-то третье, не менее интересное, что может сделать уникальным и неповторимым любой интерьер. Как пример (а их множество) – изделия популярной сегодня миланской дизайнерской студии Controprogetto, сделавшей из старья сокровище: они необычно используют в собственных проектах части старой мебели, паркетных полов, керамики. Причем другие архитекторы тоже охотно пасутся на их складе готовых изделий в поисках чего-нибудь оригинального для своих интерьеров. Винтаж сегодня неизменно в тренде.  

Ресторан Ceresio 7 в Милане (проект Dimore Studio) использует оригинальные светильники Art Deco, вариации  мебели в этом стиле и modern art - картины и графику 70-80-х годов прошлого века
Ресторан аргентинской кухни El Porteño в Милане – неповторимая атмосфера создана благодаря множеству оригинальных предметов: мебели, аксессуаров, фото, вывесок, привезенных из Аргентины
Коктейль-бар Terrazza 12 в Милане – оригинальные винтажные светильники и предметы эпохи Art Deco, мебель в стиле 50-х годов ХХ века
Ресторан-бистро Carlo e Camilla (проект Tanja Solci) в стиле post industrial с использованием в оформлении старинных хрустальных люстр XIX века   
Бистро-бар Luce (Fondazione Prada Milano, проект Wes Anderson) в стиле 50-х годов использует в оформлении оригинальные аксессуары того времени, как витрины, игровые автоматы и jukebox
Ресторан El Carnicero в Милане (проект Andrea Langhi). Старинные рамы, камин и аксессуары в контрасте с грубыми стенами. Фото Langhi Design



В статье использованы фото Anna Kolomiyets.

Понравилось, поделитесь



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан