Не дразните архитектора. Casa Scaccabarozzi

В истории известно много примеров “невозможной архитектуры”. Об одном таком, церкви San Satiro в Милане авторства Браманте, мы рассказывали в нашем блоге. Переместимся теперь в Турин и посмотрим на еще один невероятный объект, который по праву называют самым странным домом в мире. Casa Scaccabarozzi. Он может показаться неразобранной кино-декорацией или фрагментом забытой “потемкинской” постройки. Но парадокс в том, что этот уникальный дом настоящий, обитаемый и очень надежный. А теперь подробнее.






В 1840-х годах по желанию маркизов Barolo, владевших большими участками земли на ближней периферии быстро богатеющего Турина, началась первая урбанистическая планировка бурга (пригородного квартала) Ванкилья, до того знаменитого разве что своими комарами из-за близости реки По и дымами соседней фабрики. Из инициативных небедных горожан было создано специальное Строительное товарищество – Società Costruttori di Vanchiglia отвечавшее за ведение работ по строительству зданий и прокладке новых улиц. В эту авторитетную компанию входил и Alessandro Antonelli, известный архитектор, урбанист, профессор туринской Академии искусств Albertina


Одна из редких поздних фотографий Антонелли и шуточный коллаж с ID card архитектора из книги A.A.A. - Il diario fantastico di Alessandro Antonelli, Architetto, иллюстрации Ilaria Urbinati. Espress Edizioni Torino, 2012
Незадолго до этого, в 1836 году он вернулся в Турин из Рима, и кроме преподавания и активной политической деятельности, с энтузиазмом занялся улучшением города. Это был период грандиозных градостроительных перепланировок, прокатившихся почти по всем крупным европейским столицам. Для квартала Ванкилья Алессандро спроектировал и построил несколько доходных и приватных домов, включая свой собственный семейный Casa Antonelli. То ли в качестве благодарности, то ли как-то еще иначе (история толкует двояко), в его собственность попал странный треугольный участок на углу улицы San Maurizio и недавно проложенной via dei Macelli (сегодня via Giulia di Barolo). Собственно в этом месте и начинается наша история.

Вид с птичьего полета на перекресток проспекта San Maurizio и улицы Giulia di Barolo со странным домом
Городские старожилы доносят до нас рассказ забавный, почти анекдотический, в какой-то мере подтвержденный и записями в городских кадастровых архивах. Антонелли, уже довольно много чего построивший на тот момент в Турине и в квартале Ванкилья, в нескольких десятках метров от этого перекрестка владевший роскошным семейным особняком с портиками, хотел видеть здесь свой второй большой дом, для чего планировалось прикупить земли к уже имеющемуся мизерному треугольнику, где реально могла бы поместиться разве что цветочная клумба или, на худой конец, небольшой сараюшко. Обломав немало копий с владельцами соседних участков и не найдя у них понимания, амбициозный архитектор воспринял отказ продать ему землю почти как оскорбление и заключил пари, что он не только возведет на этом узком, бесполезном клочке земли Дом (а не сарай или цветник), но и сделает его многоэтажным.


В Пьемонте есть поговорка, что здесь ничего никогда не выбрасывается – так нелепый трапецеидальный участок едва 20 на 5 метров на перекрестке двух улиц стал местом приложения фантазии и инженерного гения Антонелли. В пику несговорчивым “соседям” он получил разрешение на строительство в высоту, до шести этажей (!), но начал с того, что закопался на два этажа в землю – такие глубокие фундаменты для зданий в то время были в новинку. Но это дало необходимую крепость всей конструкции, а точные статические расчеты могут дать форы современным постройкам в армированном бетоне. Сначала были возведены первые четыре этажа, спустя довольно много лет, к 1881 году еще два, и наконец в 1884 последний седьмой этаж этого дома-игрушки. Размеры здания поражали тогда, как и сейчас – по широкой стороне трапеции 4,3 метра, по узкой едва 54 сантиметра, длинные стороны примерно по 17 метров. Итого, площадь каждого этажа получилась 36,5 квадратных метра. Общая высота этой тонкой дольки из кирпича получилась 27 метров, над землей 20,5 – такой субтильный мини-небоскреб.
Если со стороны проспекта дом заставит вас просто улыбнуться...
...то со стороны улицы Giulia di Barolo вы просто забудете закрыть рот от удивления
Для оптимального использования этой странной конфигурации, Антонелли поместил в узкую часть плана все коммуникации – трубу дымохода в самый угол, потом уборные, которые были на междуэтажной площадке каждого этажа, и наконец узкую, в 50 сантиметров каменную лестницу “ножницами”.  Изобретательный мастер специально понизил высоту поручня вокруг пролетов лестницы, соответственно ее малой ширине, чтобы визуально уменьшить ощущение диспропорции. Для поднятия мебели – только через окна – была задумана система шкивов, которые до сих пор можно увидеть на фасаде. А сами окна, те, которые настоящие, а не обманные, были сделаны как эркеры, чтобы увеличить площадь комнат.


Вид на дом с узкой стороны (54 см) и гранитная лестница-ножницы в интерьере (всего 18 лестничных площадок, 14 маршей, 125 ступеней!!!). Фото Civico13 - Courtesy Galleria Franco Noero
Городские сплетники, которым дом и его автор щедро давали пищу для разговоров еще в процессе строительства, шептались о дьявольском сговоре архитектора, о масонских символах, заложенных в каждый из размеров дома, о том, что здесь спрятана тайная дверь в потусторонний мир. То, что Антонелли был масоном, секретом не было. Ну, а мистицизма городу Турину всегда было не занимать. Первое время обитатели бурга боялись даже ходить под зданием, переходя на другую сторону улицы. Пугающий эффект усиливало и то, что длинный фасад дома был немного наклонен в сторону улицы. Самые злые на язык шутили, что с сильным порывом ветра с Альп он просто улетит как сорванный парус. Или рассыплется на части, как кусок поленты (кукурузной каши) на тарелке. Собственно, именно такое прозвище дом сразу получил у остроумных туринцев – Fetta di Polenta (Кусок поленты), еще и из-за своего фасада желтого цвета в сочетании с красной охрой.


Точнее имя для Дома сложно было и найти - туринцам не откажешь в чувстве юмора: вид фасада и настоящая fetta di polenta
Чтобы убедить горожан в безопасности здания, Антонелли с женой Франческой даже какое-то время жили в нем, причем занимали верхние, более “опасные” этажи, чтобы убедить город в надежности конструкции. От фамилии жены архитектора, дворянки Scaccabarozzi, дом и взял свое имя, хотя в истории Турина все-таки остался именно как “Кусочек поленты”. Дом выстоял как заговоренный, вопреки всем прогнозам: и после взрыва 1852 года на пороховом складе недалеко от Ванкильи, и во время сильнейшего землетрясения 1887 года, разрушившего полквартала, не пострадал он и от бомбардировок в годы второй мировой войны. Наверное, защищали скрытые масонские знания вольного каменщика Антонелли.


Проект реконструкции интерьеров Ренцо Монджардино. 1979-1982 гг.
Еще одним интересным этапом в “биографии” Fetta di polenta можно назвать конец семидесятых годов прошлого века, когда над проектом его первой комплексной реконструкции работал другой большой мастер, архитектор Renzo Mongiarnido. О своих впечатлениях он очень интересно рассказал в монографии “Архитектура комнаты”: 
«Говоря о странных и необычных пропорциях, возможно, это самый абсурдный дом, который мне попадался; дом, возникший лишь из упрямства архитектора, только чтобы не отступиться от строительства, когда здравый смысл подсказывал оставить затею. Работа здесь внутри стала для меня, возможно, одним из самых забавных заказов…».

Ренцо Монджардино в турецкой бане Casa Scaccabarozzi, им спроектированной в -2 уровне дома. Эта часть проекта сохранена после реконструкции 2006-2008 гг. Фото Derry Moore
«Странное ощущение, которое там испытываешь - это было как жить в башне, которая составлена из множества железнодорожных вагонов. Самая абсурдная и самая неудобная “машина для обитания”, несмотря на это и здесь гениальность спорщика Антонелли, способность разрешить неразрешимое, становились подсказкой образа жизни пусть не совсем рационального, но без сомнений, очень оригинального». Ренцо Монджардино 

Fetta di Polenta во время одной из выставок галереи осенью 2008 года. Tom Burr, "Descending". Окна иллюминированы в цвета итальянского флага. Фото Civico13 – courtesy Galleria Franco Noero
Не так давно, уже в новом тысячелетии, после множества перипетий с правом собственности и судами, Casa Scaccabarozzi была куплена ее сегодняшним владельцем, известным галеристом Franco Noero. В конце нулевых отреставрирована внутри и снаружи по проекту студии Civico13 - ее особенно и не пришлось укреплять, настолько грамотно она была сложена из кирпича и камня в середине позапрошлого века. Было частично сохранено лучшее из интерьеров Монджардино. Дом успел побыть несколько лет галереей современного искусства, с возможностью посетить его небольшими группами по предварительной договоренности с хозяином. Сегодня, когда галерея переехала в новое место, здесь живет сам Ноэро – лучшее место для творческой личности сложно представить. И кто знает, может ему удастся отыскать ту потайную масонскую дверь, спрятанную Антонелли, о которой до сих пор судачат в туринском квартале Ванкилья.


В статье использованы материалы видео-журнала Diario di Torino, La Stampa, Civico13, Textours. Цитаты Ренцо Монджардино по книге Architettura da camera. Издательство Officina Libraria, Milano, 2016

Понравилось, поделитесь



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан