Nisi Magnoni. О смелости архитектора и его клиента

Nisi Magnoni – архитектор, ведущий лектор курсов HoReCa Workshop в Милане, преподаватель Politecnico di Milano, других вузов Италии. Четверть века специализируется на проектировании общественных заведений. Создатель яркого авторского стиля, названного восточным стилем для европейцев. Автор сотен проектов ресторанов, шоурумов, арт-отеля. Апологет интеллектуального снобизма в проектировании. Отдыхает, занимаясь product design. Харизматик.


HoReCa Workshop: После учебы в миланской Политехнике ты выбрал проектирование общественных заведений, как шоурумы и рестораны. Тебя изначально не интересовал частный, жилой проект или это произошло случайно? Какие уроки ты извлек из своего первого проектного опыта? Верно ли, что архитектор имеет больше свободы выражения, работая с общественным интерьером?

Oriental Attitude можно назвать слоганом к творчеству архитектора. Ресторан Gong
Nisi Magnoni: После защиты диплома на архитектурном факультете в Милане, моем родном городе, я сразу, с 1991 года начал свою независимую карьеру, с большим желанием работать для частного клиента, но проектировать именно общественные заведения.
Надо сказать, я с самого начала чувствовал, что не смогу заниматься частным интерьером, понимая, насколько он ограничивает и подчиняет свободу самовыражения творца. Роль архитектора в этом случае вторична – хотя бы из уважения к желаниям и вкусу тех, кто будет жить в стенах дома.
Проект для сферы ресторации очень отличается – здесь значительно больше свободы. И это лучшая площадка для самовыражения, а еще способ испытать свою проектную смелость, попытаться удивить не только и не столько заказчика, сколько финального клиента, посетителя заведения, которого ты не знаешь: для меня это волшебство.
Благодаря природным задаткам, постоянной работе, саморазвитию и страсти к новым открытиям, и еще потому, что после стольких лет в архитектуре – эта “материя” мне все еще не надоела, со временем я стал "почти молодцом" в профессии. Мой профессиональный рост, смелость предлагать радикальные КОНЦЕПТЫ и счастливый случай встретить восприимчивых и дальновидных клиентов, достаточно чувствительных, чтобы принять мои идеи, в скором времени привели к невероятным, очень позитивным результатам – прежде всего в создании проектов ресторанов, салонов красоты, пабов и торговых площадей.

Nu Cube Restaurant
HW: Среди тех, кто знает тебя как архитектора, ты считаешься в некотором смысле "изобретателем" японского, восточного стиля в Милане для итальянской клиентуры, говоря о ресторанах. Стиль твоих ресторанов европейский клиент воспринимает как настоящий аутентичный восточный стиль, но в таких именно формах ни Китае, ни в Японии он ведь не существует. Рождение твоего авторского стиля стало результатом сотрудничества с клиентами (китайцами из диаспоры) или твоего собственного творческого поиска?

NM: Еще до защиты у меня было четкое желание выразить себя творчески именно в общественном пространстве. Я начал с небольших проектов коммерческих заведений (баров, пабов и магазинов). Хозяева их, возможно из-за лени, возможно из практичности, позволяли мне вмешиваться в пространство со всем молодым энтузиазмом, в ожидании результата.

Iyo Restaurant
Энтузиазм этот вскоре стал осознанной смелостью, а удивить мне хотелось прежде всего самого себя. Знайте, что даже не слишком утонченный заказчик чувствует "температуру" новизны. И когда, проявляя интуицию, он принимает ваше радикально новое предложение, которое может создать новую тенденцию, такой клиент тоже проявляет храбрость, в равной с творцом мере (возможно, рискуя финансово). И тот, кому удается сделать это раньше других, творцу и клиенту, выигрывает.
Около двадцати лет назад этот процесс трансформации архитектурного языка, который я предложил в нескольких проектах ресторанов в моем родном Милане, несомненно стал поворотным пунктом для тех, кто доверил мне эту работу – я сумел донести до них понимание того, что недостаточно только предложить хороший продукт, что намного важнее создать ощущение супер-заведения, атмосферу, которая выделит его из всех остальных.

Iyo Restaurant
Именно так потом и случилось – эти рестораны имели молниеносный успех. Получил признание их архитектурный язык и теплая, точно угаданная атмосфера. Их популярность была огромной. И что интересно, поскольку они были первыми, реализованными в таком ключе, они до сих пор остались в своем первоначальном виде. Я имею в виду Nu, Qor, Iyo, Kandoo и многие другие.

Y-Not Restaurant 
HW: Ты считаешься архитектором с ярким авторским стилем. Трудно быть последовательным в своем проектном языке, а не подчиняться изменчивым модам? Это вопрос везения или упорного труда и силы характера, что твои клиенты часто давали тебе carte blanche в проектах?

Kandoo Restaurant
NM: Творческий подход для архитектора на самом деле совершенно “классический”. Даже самый беспокойные и экстравагантные должны следовать абсолютно точным и логическим процессам в своем творчестве. Яркая идея приходит легко, только потом ее очень важно представить убедительно и сильно. До всех должно дойти понимание “сюрприза”. Это не просто, но когда у вас получается, это WOW! Смотри, например, мои рестораны Asian Ba и Gong.
О моем стиле? Один из моих характерных приемов, например, использование хода "вне масштаба" или ритм повторения какого-то одного элемента. Я стараюсь завоевать внимание посетителя, показывая небольшое число элементов, но представляю их в очень сильной манере, и делаю это, используя неожиданные ходы. Да, признаюсь, я хочу очаровать, покорить моего клиента. Это мой подход к дизайну.

Asian Ba Restaurant
HW: Большинство твоих заведений оказываются коммерчески успешными. У тебя есть какой-то свой "секрет", формула или ты рассчитываешь только на свою интуицию и вкус, и они становятся некой гарантией успеха, привлекают посетителей?

Asian Ba Restaurant
NM: Чтобы создать успешный проект, главное внимание надо уделить функциональной стороне. В общем-то это справедливо для любого проекта, будь то болт или планировка города.
В случае с проектированием ресторанов это становится занятным процессом, потому что ваша задача – придумать и создать пространство, в котором есть много места для фантазии, но никогда нельзя кидаться в креатив, не решив сначала все технические и функциональные аспекты.
Таким образом, держа все время в фокусе то, что вы хотите донести своей идеей проекта, решаете сначала массу рутинных вопросов: где будет кухня, туалеты, кладовые, холодильники, стойка бара – и параллельно продумываются основные потоки между служебными помещениями и основными залами для обслуживания.
Все остальное – это умение и талант "одеть, нарядить" ваше пространство, иногда "раздеть" (я делаю именно так), с помощью отделки, светильников, мебели и предметов интерьера. И игра сделана!

Sushi Kobo Restaurant
HW: Кроме славы архитектора с узнаваемым авторским стилем и создающего успешные заведения, мы знаем, что тебя много и охотно копируют. Как ты это воспринимаешь, нужно ли защищать себя от плагиата, каким образом? Тебе это льстит или причиняет дискомфорт?

NM: У меня прекрасные отношения с моими заказчиками, так как они хорошо отдают себе отчет, что объединив их продукт с прекрасным проектом, они получат блестящий результат.
Ментальная открытость, взаимная смелость в желании удивить всегда побеждают.
Не все, конечно, готовы экспериментировать или делать смелые ходы. Могу сказать по своему опыту, что только работая смело и подставляясь собственным профессиональным лицом, можно на самом деле получать невероятное удовольствие от проекта. Когда я перестану развлекаться в проекте, клянусь – сменю занятие.
О плагиате. Кто в нашем деле не может сказать ничего нового и смешивает два понятия “вдохновиться примером” чьего-то проекта или просто скопировать, тот не только ничему не научился, но и ничего не понял о нашем деле. Поэтому бессмысленно защищаться. Лучше мудро чувствовать себя польщенным… и создавать новые образцы совершенства.

Izu Restaurant
HW: Кого из великих итальянских архитекторов ты бы мог назвать своим Учителем, кто повлиял на тебя больше всего? Кто тебе нравится из живущих и почему?

Gong Restaurant
NM: На самом деле их много, живущих и нет. Начиная от Carlo Scarpa и Mies Van Der Rohe до Achille Castiglioni, Franco Albini, это прекрасно работающие сегодня Peter Zumthor, Kengo Kuma и многие другие.
Но главное, чтобы эти великие мастера, которые в наших сердцах, стали реально полезным культурным багажом, а не копеечным поводом "стырить" какую-то удачную идею.

Gong Restaurant
HW: Не так давно, уже после того как тобой был создан "японский стиль для итальянцев", ты впервые побывал в Японии. Каковы вживую японские заведения? Ты угадал восточную атмосферу в твоих итальянских проектах? Может ли эта поездка повлиять на твой стиль дизайна в будущем, говоря о ресторанах китайско-японской кухни?

NM: На самом деле, несмотря на то, что я посетил Японию только недавно, когда в свое время я начал интерпретировать ее душу через свои проекты ресторанов, да и задолго до этого, я внимательно изучал японскую культуру. Поэтому я отдавал себе отчет в том, что создавал новый образный язык, адаптированный для моей страны, сочетая ароматы и “температуру” восточного стиля.

Nu Hotel Milano
Я надеюсь, что это ощущение я смог передать всем тем, кто посещает придуманные мной заведения. Думаю, надеюсь, что моя "свободная" интерпретация стала настоящей магией в этом проектном приключении. В этом ключе и продолжу работать.

Nu Hotel. Рецепция
HW: И наконец, мы знаем, что еще ты нередко любишь “развлечься” и не без успеха в предметном дизайне. Создание предмета для тебя является необходимостью, потому что ты не находишь готового продукта на рынке, если он нужен для твоего проекта, или это что-то наподобие переключения деятельности, как разновидность гимнастики для мозга?

Nu Hotel. Световой фонарь
NM: Ментальная открытость, желание удивить всегда находят своих ценителей. Не все, конечно, готовы постоянно экспериментировать и принимать смелые решения. Да, я часто держу голову в “горячем состоянии”, и без специального запроса со стороны клиента придумываю предметы, с максимальной интеллектуальной свободой и даже с некоторым успехом, выходящим за рамки конкретного заведения (в том числе коммерческим).
И напоследок хочу повторить, по своему опыту – только когда вы принимаете смелые проектные решения и испытываете собственное профессиональное имя, вы невероятно развлекаетесь в профессии. Когда я перестану “играть” в архитектуре – обещаю, займусь другим делом. Но надеюсь, не придется.

Фото предоставлены студией Nisi Magnoni, из открытого доступа. Беседовала Anna Kolomiyets.

Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан