Nisi Magnoni. О смелости архитектора и его клиента
Nisi Magnoni – архитектор, ведущий лектор курсов HoReCa Workshop в
Милане, преподаватель Politecnico di Milano, других вузов Италии.
Четверть века специализируется на проектировании общественных заведений.
Создатель яркого авторского стиля,
названного “восточным
стилем для европейцев”. Автор
сотен проектов ресторанов, шоурумов, арт-отеля. Апологет интеллектуального снобизма в проектировании. Отдыхает, занимаясь product design. Харизматик.
HoReCa Workshop: После учебы в миланской Политехнике ты выбрал проектирование общественных заведений, как шоурумы и рестораны. Тебя изначально не
интересовал частный, жилой проект или это произошло случайно? Какие уроки ты
извлек из своего первого проектного опыта? Верно ли, что архитектор имеет
больше свободы выражения, работая с общественным интерьером?
Oriental Attitude можно назвать слоганом к творчеству архитектора. Ресторан Gong
Nisi Magnoni: После защиты диплома на архитектурном факультете
в Милане, моем родном городе, я сразу, с 1991 года начал свою независимую
карьеру, с большим желанием работать для частного клиента, но проектировать именно
общественные заведения.
Надо сказать, я с самого начала чувствовал, что не
смогу заниматься частным интерьером, понимая,
насколько он ограничивает и подчиняет свободу самовыражения творца. Роль архитектора
в этом случае вторична – хотя бы из уважения к желаниям и вкусу тех, кто будет
жить в стенах дома.
Проект для сферы ресторации очень отличается – здесь значительно больше свободы. И это лучшая площадка
для самовыражения, а еще способ испытать свою проектную смелость, попытаться удивить не только и не столько заказчика,
сколько финального клиента,
посетителя заведения, которого ты не знаешь: для меня это волшебство.
Благодаря природным задаткам, постоянной работе,
саморазвитию и страсти к новым открытиям, и еще потому, что после стольких лет
в архитектуре – эта “материя” мне все еще не надоела, со временем я стал "почти
молодцом" в профессии. Мой профессиональный рост, смелость предлагать радикальные
КОНЦЕПТЫ и счастливый случай встретить восприимчивых и дальновидных клиентов,
достаточно чувствительных, чтобы принять мои идеи, в скором времени привели к
невероятным, очень позитивным результатам – прежде всего в создании проектов ресторанов,
салонов красоты, пабов и торговых площадей.
Nu Cube Restaurant
HW: Среди тех, кто знает тебя как архитектора, ты считаешься
в некотором смысле "изобретателем" японского, восточного стиля в Милане для итальянской клиентуры,
говоря о ресторанах. Стиль твоих ресторанов европейский клиент воспринимает как
настоящий аутентичный восточный стиль, но в таких именно формах ни Китае, ни в
Японии он ведь не существует. Рождение твоего авторского стиля стало результатом сотрудничества с клиентами
(китайцами из диаспоры) или твоего собственного творческого поиска?
NM: Еще до защиты у меня было четкое желание выразить себя творчески именно в общественном пространстве. Я начал с небольших проектов коммерческих заведений (баров, пабов и магазинов). Хозяева их, возможно из-за лени, возможно из практичности, позволяли мне вмешиваться в пространство со всем молодым энтузиазмом, в ожидании результата.
Iyo Restaurant
Энтузиазм этот вскоре стал осознанной смелостью, а удивить мне хотелось прежде
всего самого себя. Знайте, что даже не слишком утонченный заказчик чувствует "температуру"
новизны. И когда, проявляя интуицию, он
принимает ваше радикально новое
предложение, которое может создать новую тенденцию,
такой клиент тоже проявляет храбрость, в равной с творцом мере (возможно,
рискуя финансово). И тот, кому удается сделать это раньше других, творцу и
клиенту, выигрывает.
Около двадцати лет назад этот процесс трансформации
архитектурного языка, который я
предложил в нескольких проектах ресторанов в моем родном Милане, несомненно
стал поворотным пунктом для тех, кто доверил мне эту работу – я сумел донести
до них понимание того, что недостаточно только предложить хороший продукт, что намного
важнее создать ощущение супер-заведения, атмосферу,
которая выделит его из всех остальных.
Iyo Restaurant
Именно так потом и случилось – эти рестораны имели
молниеносный успех. Получил признание их архитектурный
язык и теплая, точно угаданная атмосфера. Их популярность была огромной. И
что интересно, поскольку они были первыми, реализованными в таком ключе, они до
сих пор остались в своем первоначальном виде. Я имею в виду Nu, Qor, Iyo, Kandoo и многие другие.
Y-Not Restaurant
HW: Ты считаешься архитектором с ярким авторским стилем. Трудно быть
последовательным в своем проектном языке,
а не подчиняться изменчивым модам? Это вопрос везения или упорного труда и силы
характера, что твои клиенты часто давали тебе “carte blanche” в проектах?
Kandoo Restaurant
NM: Творческий подход для архитектора на самом деле совершенно
“классический”. Даже самый беспокойные и экстравагантные должны следовать абсолютно
точным и логическим процессам в своем творчестве. Яркая идея приходит легко,
только потом ее очень важно представить убедительно и сильно. До всех должно дойти
понимание “сюрприза”. Это не просто, но когда у вас получается, это WOW! Смотри, например, мои рестораны Asian Ba и Gong.
О моем стиле? Один из моих характерных приемов,
например, использование хода "вне
масштаба" или ритм повторения какого-то одного элемента. Я
стараюсь завоевать внимание посетителя, показывая небольшое число элементов, но
представляю их в очень сильной манере, и делаю это, используя неожиданные ходы.
Да, признаюсь, я хочу очаровать, покорить моего клиента. Это мой подход к
дизайну.
Asian Ba Restaurant
HW: Большинство твоих заведений оказываются коммерчески
успешными. У тебя есть какой-то свой "секрет", формула или ты рассчитываешь только на свою интуицию и вкус, и они становятся
некой гарантией успеха, привлекают посетителей?
Asian Ba Restaurant
NM: Чтобы создать успешный проект, главное внимание
надо уделить функциональной стороне. В
общем-то это справедливо для любого проекта, будь то болт или планировка города.
В случае с проектированием ресторанов это становится
занятным процессом, потому что ваша задача – придумать и создать пространство, в
котором есть много места для фантазии, но никогда нельзя кидаться в креатив, не
решив сначала все технические и функциональные аспекты.
Таким образом, держа все время в фокусе то, что вы
хотите донести своей идеей проекта,
решаете сначала массу рутинных вопросов: где будет кухня, туалеты, кладовые, холодильники,
стойка бара – и параллельно продумываются основные потоки между служебными
помещениями и основными залами для обслуживания.
Все остальное – это умение и талант "одеть, нарядить"
ваше пространство, иногда "раздеть"
(я делаю именно так), с помощью отделки, светильников, мебели и предметов
интерьера. И игра сделана!
Sushi Kobo Restaurant
HW: Кроме славы архитектора с узнаваемым авторским
стилем и создающего успешные заведения, мы знаем, что тебя много и охотно
копируют. Как ты это воспринимаешь, нужно ли защищать себя от плагиата, каким
образом? Тебе это льстит или причиняет дискомфорт?
NM: У меня прекрасные отношения с моими заказчиками, так как они хорошо отдают себе отчет, что объединив их продукт с прекрасным проектом, они получат блестящий результат.
Ментальная открытость, взаимная смелость в
желании удивить всегда побеждают.
Не все, конечно, готовы экспериментировать
или делать смелые ходы. Могу сказать по своему опыту, что только работая смело
и подставляясь собственным профессиональным лицом, можно на самом деле получать
невероятное удовольствие от проекта. Когда я перестану развлекаться в проекте, клянусь
– сменю занятие.
О плагиате. Кто в нашем деле не может
сказать ничего нового и смешивает два понятия “вдохновиться примером” чьего-то
проекта или просто скопировать, тот не только ничему не научился, но и ничего
не понял о нашем деле. Поэтому бессмысленно защищаться. Лучше мудро чувствовать
себя польщенным… и создавать новые образцы совершенства.
Izu Restaurant
HW: Кого из великих итальянских архитекторов ты бы
мог назвать своим Учителем, кто повлиял на тебя больше всего? Кто тебе нравится
из живущих и почему?
Gong Restaurant
NM: На самом деле их много, живущих и нет. Начиная от
Carlo Scarpa и Mies Van Der Rohe до Achille Castiglioni, Franco Albini, это прекрасно работающие сегодня Peter Zumthor, Kengo Kuma и многие другие.
Но главное, чтобы эти великие мастера,
которые в наших сердцах, стали реально полезным культурным багажом, а не копеечным
поводом "стырить" какую-то удачную идею.
Gong Restaurant
HW: Не так давно, уже после того как тобой был создан
"японский стиль для итальянцев",
ты впервые побывал в Японии. Каковы вживую японские заведения? Ты угадал восточную
атмосферу в твоих итальянских проектах? Может ли эта поездка повлиять на твой
стиль дизайна в будущем, говоря о ресторанах китайско-японской кухни?
NM: На самом деле, несмотря на то, что я посетил
Японию только недавно, когда в свое время я начал интерпретировать ее душу
через свои проекты ресторанов, да и задолго до этого, я внимательно изучал японскую культуру. Поэтому я отдавал
себе отчет в том, что создавал новый образный
язык, адаптированный для моей страны, сочетая ароматы и “температуру”
восточного стиля.
Nu Hotel Milano
Я надеюсь, что это ощущение я смог передать
всем тем, кто посещает придуманные мной заведения. Думаю, надеюсь, что моя "свободная"
интерпретация стала настоящей магией в этом проектном приключении. В этом ключе
и продолжу работать.
Nu Hotel. Рецепция
HW: И наконец, мы знаем, что еще ты нередко любишь “развлечься”
и не без успеха в предметном дизайне.
Создание предмета для тебя является необходимостью, потому что ты не находишь
готового продукта на рынке, если он нужен для твоего проекта, или это что-то
наподобие переключения деятельности, как разновидность гимнастики для мозга?
Nu Hotel. Световой фонарь
NM: Ментальная открытость, желание удивить всегда находят
своих ценителей. Не все, конечно, готовы постоянно экспериментировать и принимать
смелые решения. Да, я часто держу голову в “горячем состоянии”, и без специального
запроса со стороны клиента придумываю предметы, с максимальной интеллектуальной
свободой и даже с некоторым успехом, выходящим за рамки конкретного заведения (в
том числе коммерческим).
И напоследок хочу повторить, по своему
опыту – только когда вы принимаете смелые проектные решения и испытываете собственное
профессиональное имя, вы невероятно развлекаетесь в профессии. Когда я перестану
“играть” в архитектуре – обещаю, займусь другим делом. Но надеюсь, не придется.
Фото предоставлены студией Nisi Magnoni, из открытого доступа. Беседовала Anna Kolomiyets.
Понравилось, поделитесь
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий