Giardini. Biennale и архитектурная рефлексия. Part 2

“Донесения с фронта”, часть вторая и, вероятно, заключительная о впечатлениях от Биеннале Архитектуры в Венеции.  В этот раз в Giardini-Сады мы посмотрим, какой ответ представили на заявленную куратором Аравеной (Alejandro Aravena) тему национальные павильоны, и насколько попали или не попали в многослойное обсуждение REPORTING FROM THE FRONT (Статьи о XV Биеннале архитектуры читайте также в нашем блоге за 26 июня и 10 июля).  






Немного логистики для тех, кто был и, особенно, кто не был в Садах Венеции. Это самая крайняя оконечность венецианской топографии – рыбий хвост, дальше только лагуна с мелкими островами и богатым Лидо, где отдыхающие пенсионеры и “Смерть в Венеции”. Еще Giardini – один из немногих зеленых лоскутов в пестром пейчворке Яснейшей, где наличие terra ferma (твердой земли, ит.) позволило развести немного настоящей растительности. Именно здесь в 1895 году при монаршем участии Умберто Первого и Маргариты Савойской впервые торжественно открылась Esposizione Internazionale dArte, или Биеннале – названная так по своему организационному календарю (вдохновение было взято у мюнхенской Secession)

Центральный павильон Биеннале в Садах, экс павильон Италии
А с 1907 до начала первой мировой войны в Садах были построены основные национальные павильоны, дополненные числом или реконструированные уже после второй войны, сегодня их всего 29, и больше, конечно, не предвидится. Остальные страны-участницы представляют свои идеи в различных палаццо, арендованных в самой Венеции, и в Арсенале. Архитектурная биеннале почти на век моложе – впервые она была организована в 1980 году, отпочковавшись от художественной, при активном участии известного итальянского архитектора Vittorio Gregotti, и посвящена теме присутствия прошлого в современной архитектуре – La presenza del passato. Сегодняшняя биеннале уже пятнадцатая. К ней и вернемся.

Unfinished. Павильон Испании
Кураторы: Iñaqui Carnicero и Carlos Quintáns
Павильон Испании
Что Золотых Львов (главная награда биеннале) просто так в Венеции не дают, дело известное. По крайней мере чилийский комиссар Аравена этого не делает. И призер этой престижной премии встречает вас уже у входа – в первом же павильоне на центральной аллее Садов. В этот раз Испания с невероятно сильной выставкой unfinished заслужила своего Leon dOro на все 100%, как лучшая национальная экспозиция биеннале.



Прямо от входа вас буквально сбивает с ног фото-выставка из, скажем так, разных архитектурных гадостей и несуразностей, тем более неожиданных, будучи наслышанными о сильной испанской архитектурной школе. Но… и тут случается. Здесь и дивный самострой “типа дачи”, и когда-то приличные заброшенные объекты, и разрушенные промышленные цеха. Впечатляет.


Arquitectura y resistencia. Идея Nicolás Combarro
Тем лучше в контрасте к этим анти-примерам воспринимаются действительно достойные образцы “рядовой” архитектуры, новой постройки, но большей частью реконструкций: приватной и общественной, ландшафта и урбанистики, от реализованных в последние годы до проектов-идей – без пафоса хорошие примеры умной, взвешенной, чувствительной архитектуры.

Standstill Architecture. Архитектурный застой. Идея Iñaki Bergera
Фото заброшенного термального комплекса Balneario de Panticosa. Проект Álvaro Siza

The Physical Impossibility of Life in the Mind of Someone Dead 
Проект Alfonso Batalla

Landscapes under 30.
Проект Miguel Fernández-Galiano 
Re-edificatoria. Проект Adriá Goula
Восстановление старинной церкви в Corbera d'Ebre, Tarragona. 2000-2011.
Проект Ferran Vizoso, Núria Bordas, Jordi Garriga, David Garcia. Фото José Hevia
Casa Collage, Girona. 2015
Проект bosch.capdeferro arquitectures. Фото José Hevia
Склады Rei Martí, Барселона, 2014-2015
Проект ARCHIKUBIK (Marc Chalamanch, Miquel Lacasta, Carmen Santana), Enllaç arquitectònic Arc-Roig. Фото Adrià Goula
Museo das peregrinacións. Santiago de Compostela, 2008-2012
Проект: Manuel Gallego Jorreto. Фото Manuel González Vicente
Centro cultural Casal Balaguer, 1996-2015
Проект: Flores i Prats. Фото Adrià Goula Sardà
Factoría cultural en Matadero MadridÁngel Borrego Cubero, Мадрид. 2013-2014
Проект: Ángel Borrego Cubero. Фото Simona Rota
Mirador Pedra da Rá в A Coruña. 2013-2016
Проект Carlos Seoane. Фото Héctor Santos-Diez


Bravoure. Павильон Бельгии
Куратор: Christoph Grafe при содействии Министерства культуры Бельгии


Bravoure, или Бравура, искусность, мастерство, одаренность. Уместны все эти переводы, чтобы передать в какой-то мере очень глубокое и одновременно художественное (на уровне хорошей публицистики) исследование-рассуждение куратора о судьбах архитектуры сегодня, о падении качества, о безответственности в проекте и ее последствиях, о кризисе и перспективах. 


Попытка посмотреть на рядовое, ординарное с другой точки зрения. “Архитектура – это строить, архитектура – это жить, архитектура – это наблюдать”. Кроме отличных текстов, включая Манифест, есть такие же отличные инсталляции – архитектурные фрагменты в масштабе 1:1 на фоне реальных фото этих же объектов, что немного приближает бельгийскую экспозицию к contemporary art






Само здание павильона намеренно оставлено без ремонта, с протекающей крышей и оставшимися на стенах следами прошлогодней выставки – зачем? Все в описаниях. Nota bene: не поленитесь потратить время на чтение текстов. Качественное попадание в тему биеннале.



BLUE: Architecture of UN Peacekeeping Missions. Павильон Голландии
Комиссар: Het Nieuwe Instituut. Куратор: Malkit Shoshan.



Архитектура как миссия. Голландские кураторы выбрали тему временной и не очень архитектуры для баз и структур ООН, спроектированной военными инженерами-архитекторами для пребывания миротворческих миссий, голубых касок, в разных уголках мира. Базы ООН как катализатор локального развития после окончания миссии милитарной. Впечатляет “история войн” – инфографика, наглядно и беспощадно показывающая непрерывное пребывание человечества в состоянии войны. Mission is completedблагородный ответ на запрос биеннале.


From Border to Home - Housing Solutions for Asylum Seekers. Павильон Финляндии 
Комиссар: Juulia Kauste Museum of Finnish Architecture. Куратор: Marco Steinberg.


Маленький павильон Финляндии, обернутый в зеленые виноградные листья, представил замечательный, артикулированный анализ жилых предложений будущего, предназначенный для адаптации новых волн эмигрантов, захлестнувших в последнее время Европу, коснувшихся в полной мере и Финляндию. 


Helsinki Kasbah.Copyright_Helsinki-Kasbah

IMBY-In-My-Backyard. Сopyright DAT-Pangea_Quatorze. Жилые модули
От общих лозунгов до реальной адаптации с точки зрения социальной, политической, экономической, даже экологической. Это жилые кампусы, интересные предложение домов-трансформеров Donor Appartments, в которых хозяева, открыв “потайную дверь” в другой модуль смогут дать кров гостю-беженцу, интернет-платформы по поиску места проживания. Это школы From border to School и футуризирующие кварталы с “арабесками” Helsinki Kasbah (2030), как эффект от новых великих “переселений народов”, которые несомненно изменят вид европейских городов – там, где бессильна политика, призвана прийти на помощь архитектура.  В заключение – показательная инфографика об иммиграции финнов в другие земли. Отличная экспозиция.


æctivators. Locally active architecture. Павильон Венгрии
Комиссар: Júlia Fabényi. Кураторы: Gábor Fábián, Dénes Fajcsák.


У венгров все в названии – локальный пример освоения заброшенных зданий группой молодых архитекторов. Работа головой, много руками, green & happening. В центре павильона – зеленая площадка, фрагмент живого леса. Симпатичная тусовка.


При выходе – питьевая вода для всех в именной бутылочке павильона. Вода как общее благо, которое, как качественная архитектура, должно быть доступно всем. Возможно, эта вода повышает творческую потенцию. Стоит попробовать. Refill it!


The Architectural Imagination. Павильон США
Комиссары: University of Michigan, Taubman College of Architecture and Urban Planning Кураторы: Cynthia Davidson и Monica Ponce de Leon.

Павильон США. Фото Salam Rida
Две женщины-кураторши американской экспозиции, Синтия и Моника, выдали мощнейшую выставку виртуозных примеров реальной архитектуры The Architectural Imagination. Все вокруг Детройта – крупнейшего промышленного центра, места рождения американского автомобилестроения, но и одного из самых проблемных в постиндустриальную эпоху городов с точки зрения оттока населения, маргинализации периферий, необходимости улучшения качества жизни в национальных кварталах новой эмиграции (проект Mexican Town), освоения заброшенных промышленных зон, нового harbor, решения новых логистических и градостроительных задач. 


Mexicantown/Southwest Detroit. Проект Pita & Bloom, The New Zocalo, 2016. 
Макет проекта береговой полосы, театр с культурным центром, часть нового жилого района и hub.

Отобранные кураторами проекты двенадцати студий из двухсот пятидесяти участников конкурса – образцы действительно прогрессивных архитектурных методов, которые демонстрирует творческий подход и изобретательность архитектуры для решения социальных и экологических проблем 21-го века. Яркая современная архитектура в проектах и work in progress, архитектура как катализатор позитивных перемен в городе, когда-то олицетворявшем American dream


Mexicantown / Southwest Detroit. Promised Land Air. Urban housing. Проект A (n) Office, Detroit
Макет промышленных площадей с пневмо-переноской грузов, жилым блоком housing, системами очистки воздуха и зданием канадского консульства. 

Проект новой набережной ДетройтаPreston Scott Cohen Inc., Revolving Detroit, 2016
Макет и аксонометрия проекта центрального почтового офиса United States Post, с волнообразной крышей, обвитой пандусом и лестницей. 
Макет Detroit’s Dequindre Cut greenway. Проект Marshall Brown Projects, Dequindre Civic Academy, 2016

A New Federal Project. Office-tel & Office Tower. Проект Zago Architecture, Los Angeles, California (Andrew Zago; Laura Bouwman)
Модель подробно показывает комплекс федеральных зданий, который видит новые архитектурные формы как средство прямого политического участия населения

A New Federal Project. Hall. Проект Zago Architecture (Los Angeles, California) 

Все в сопровождении планов, разверток, визуализаций, виртуозных макетов и замечательной фотовыставки двадцати победителей конкурса My Detroit Postcard Photo Contest (можно унести в виде открыток на память).



Фото Garza-Cuen Jennifer. My Detroit Postcard Photo Contest




In Theraphy - Nordic Countries Face to Face. Сводный павильон ФинляндииНорвегииШвеции
Комиссары: ArkDes, The Swedish Centre for Architecture and Design (Швеция), The Finnish Museum of Architecture (Финляндия) и Nasjonalmuseet (Норвегия). Кураторы: David Basulto, James Taylor-Foster


Красивый проект и как инсталляция, и как интеллектуальное предложение. Деревянная пирамида в центре павильона, построенного по проекту норвежца Sverre Fehn в 1959 году, повторяет каменные наружные ступени и прячет живые, растущие внутри павильона деревья. Она же служит “подставкой” для визуального рассказа о трехстах самых интересных реализованных проектах в этих странах, представляющих ярче других “скандинавский дух”. 



Люди, которые карабкаются по степеням пирамиды к вершине, становятся частью инсталляции. В воссозданных вокруг пирамиды мини-гостиных можно присесть для smart therapy, отдохнуть и заодно послушать умные рассуждения face to face известных проектировщиков о том, что в общественном мнении воспринимается как современная скандинавская архитектура. Креативный ответ на заданную куратором Аравена тему.  




Art of many and the right to space. Павильон Дании
Комиссар: Kent Martinussen, CEO, Danish Architecture Centre. Куратор: Boris Brorman Jensen и Kristoffer Lindhardt Weiss



Датский павильон, отдельный от трех скандинавских разделил экспозицию на две части – одна, светлый куб, собрала как в своеобразной гипертрофированной библиотеке-хранилище 130 макетов проектов датских архитектурных студий, большей частью реализованных, как в живой мастерской, под общим девизом Art of Many (при всем качестве отобранных проектов немного монотонно и очень душно). 



В другой части The right to space (темный объем) как ангел-хранитель павильона, архитектор, критик, профессор с пятидесятилетним опытом исследований социальной динамики в архитектурной среде, Jan Gehl (1936) в отличном 12-и минутном видео рассуждает о некоторых особенностях проектирования в северных странах, представляющих собой своего рода этику, основанную на праве на качественное пространство для всех. Если в достаточной мере владеете английским, стоит послушать эту микро-часть четырехчасовой лекции Гейла. К тому же отличный пример трехмерного видео-арта.


Incidental Space. Павильон Швейцарии
Комиссар: Sandi Paucic и Marianne Burki, Swiss Arts Council Pro Helvetia. Куратор: Sandra Oehy. 


Это именно тот яркий пример, когда и биеннале архитектуры “прокрадываются” чистые арт объекты. Автор этого проекта архитектор и профессор Kristian Kerez вместе со своими студентами из цюрихского ETH University. Какую бы социальную (сомнительно) или иную (например, структурную) мысль не закладывали создатели, этот объект просто красив уже сам по себе. Kerez говорит, что это метафора проектной свободы во времена невероятной зависимости архитектуры от множества норм и предписаний. 







На объект интересно смотреть, обходить, интересно лазать у него внутри. Причем как детям, так и взрослым. Благодарим немецкую девочку и ее архитектурную маму за accidental фотосессию в этом incidental пространстве. Во время съемки все остались целы, невредимы и… счастливы.


Fuerzas Urbanas-Urban Forces. Павильон Венесуэлы
Комиссар: Nelsón Rodriguez. КураторыMarcos Coronel, Rolando Carmona, Alejandro Haiek, Gabriel Visconti, Maximilian Nowotka, Camilo González.


При таком количестве кураторов, объяснить некоторую слабость экспозиции Urban Forces Венесуэлы можно только сложной экономической ситуацией в стране и необходимостью экономии. 


Sistema Integral de Equipamientos Comunitarios / Pico Colectivo и Aga Estudio. Фото PICO Estudio. Каракас

La nube / Proyecto Colectivo. Фото PICO Estudio. Каракас
Всего 15 проектов, в реализации которых приняло участие более четырехсот архитекторов, мастеров street-art. Хорошие примеры местной городской архитектуры с социальным подтекстом из Каракаса, Валенсии, Ла-Гуайра и других городов страны достаточно монотонно представлены в виде стопок открыток на прозрачных стойках первого зала. Второго просто нет. Зашел – вышел. Сами же представленные проекты очень интересные и жизнеутверждающие.


V.D.N.H. Urban Phenomenon. Павильон России
Комиссар: Семен Михайловский. Куратор: Сергей Кузнецов

Крипта
Останется, по-видимому, загадкой, каким образом соотносится выбранная организаторами тема реконструкции ВДНХ с той, которую предложил куратор Аравена. Как инсталляция сама по себе вполне достойна и может быть (контраст черного фона с белым гипсом и золотом скульптур в крипте, яркий видео-калейдоскоп звезд и серпов-молотов в подкуполье верхнего зала, жизнеутверждающая музыка, интересные проекты реконструкции), но как часть экспозиции биеннале Reporting from the front, озадачивает. Определение ВДНХ как места равных возможностей для всех выглядит немного притянутым за уши к социальной роли современной архитектуры как одной из главных тем этого года. Если побываете здесь, попробуйте разгадать.

Советский народ - знаменосец мира. Фото горельефа, Евгений Вучетич, 1950-1953. Площадь 90 кв. м.

Российская ССР и Украинская ССР. Фигуры с фонтана на ВДНХ. 1950-е гг.

Олицетворение трудового крестьянства. Скульптура в крипте павильона

Верхний зал


en : art of nexus. Павильон Японии
Комиссар: The Japan Foundation. Куратор: Yoshiyuki Yamana.


Мы дошли до еще одного призера: японский павильон был отмечен первой специальной номинацией биеннале. Поскольку тема эмиграции Японии не коснулась, как страны Западной Европы, кураторами была выбрана немного иная тематика из предложенных Аравеной. А именно – как пережить один из самых глубоких социальных кризисов в послевоенной Японии, опираясь на исторические ценности и традиции. Отсюда и рассмотрение японского понятия EN, пронизывающего всю японскую культуру, в приложении к архитектуре. EN – древнее буддистское понятие, до сих пор живущее в современной Японии, акцентирующее внимание на важности случайного, случая, управляющего вселенной. Второй смысл EN – граница, контур, за которым личное пространство открывается миру и начинает с ним взаимодействовать. Отсюда родилось понятие Архитектуры EN, в ключе которой выставка предлагает проекты, которые не украсят обложек архитектурных журналов, но они точно сделаны с мыслью о человеке. Отличная, тонкая выставка, где надо внимательно рассматривать и вчитываться.  


Boundary Window. Проект дома Shingo Masuda + Katsuhisa Otsubo Architects 

Yokohama Apartments. Проект Osamu Nishida + Erika Nakagawa

House at Komazawa Park. Проект miCo, Mizuki Imamura + Isao Shinohara)



Making Heimat. Germany, Arrival Country. Павильон Германии
Комиссар: Peter Cachola Schmal, Deutsches Architekturmuseum (DAM). Куратор: Oliver Elser, Deutsches Architekturmuseum (DAM). 



Название из слов на двух языках Making Heimat, Создаем Родину. Германия, страна прибытия ясно говорит о целях кураторов. Говоря о Германии, на которую лег главный груз массовой эмиграции в прошлом году – только за 2015 более миллиона беженцев осело в стране – посетителя приглашают тут к дискуссии о создании достойных условий жизни мигрантов, об интеграции, социализации. Эта и другая проблематика раскрывается на выставке, с конкретными примерами новой архитектуры: жилой как low-cost housing, общественной, temporary


Символическое открытие проемов в стенах здания после специально полученного разрешения – The pavilion is open. Germany is open – на все четыре стороны горизонта усиливает ведущую идею. Открыто днем и ночью, на все время действия XV Биеннале, до 27 ноября. Вынутый из-под разборки проемов кирпич (ни много, ни мало 48 тонн) служит подставками для экспонирования, а потом будет использован для восстановления павильона.

Refugee accommodation. Модульные дома, комплекс на 300 семей. Франкфурт-на-Майне. Проект Wulf Bentlage

Refugee accommodation. Ганновер. Проект MOSAIK Architekten BDA

Hall Emergency program. Модульное пространство ready made на 230 человек. Мюнхен. Проект Günter & Schabert Architekten


Extraction. Павильон Канады
Комиссар: Catherine Crowston, Art Gallery of Alberta. Куратор: Pierre Bélanger, OPSYS.
Проект-манифест канадского павильона, вернее, перед ним описан на сайте Extraction. В том числе и на русском языке. Инсталляция их метровых мешков, наполненных горной породой, должна передавать идею взаимодействия и влияния (часто негативного) человека на окружающую среду. А еще они закрывают вид на павильон физический. Спорно.


"Павильон Канады". Фото Laurian Ghinitoiu


The FAR Game: Constraints Sparking Creativity. Павильон Южной Кореи
Комиссары: Arts Council Korea, Myung Jin Park. Куратор: Sung Hong KIM.

Корейский павильон ставит другую непростую задачу современной архитектуры – растущую плотность городской застройки. И предлагает посетителю почти безжалостную игру в FAR Game, где FAR – это Floor Area Ratio=FAR



Для владельцев зданий означает возможность или невозможность их расширения и внесения изменений. То есть это игра в максимальное использование всей отведенной под строительство площади – на примере Сеула, впечатляющего плотностью городской застройки, где стоимость земли иногда доходит до 70% общей стоимости построенного здания. 









36 представленных проектов предлагают интересные решения, улучшающие качество архитектуры, ее социо-экономические и эстетические стороны. В макетах и на фото белая часть элементарно соответствует нормам строительства, красным отмечены изобретательные дополнения архитекторов. Поиграем в FAR Game?


Home Economics. Павильон Великобритании
Комиссар: Vicky Richardson British Council. Кураторы: Shumi Bose, Jack Self, Finn Williams. 



Британский павильон дал оригинальный ответ на одну из тем биеннале – проблемы современного жилого пространства, как одного из главных примеров архитектуры, с которой мы сталкиваемся ежеминутно-ежедневно-ежемесячно и т.д. Home Economics – это проект-метафора с пятью инсталляциями в натуральную величину. Основывается на логике образов жилых пространств, исходя из проведенного в них времени. Отсюда и инсталляции: дом на час, на день, на месяц, и т.д.  Дом на часы предлагает “Не обладать ничем, делиться всем”. А Дом на дни – это две воздушных сферы, которым больше всего радуются юные посетители и парочки. Под девизом “Там где есть wifi, там есть дом”... Зайдите, чтобы согласиться или оспорить.




Дом на дни. Автор Ayr. Из тех проектов, которые любит пресса. И мы

Дом на час. Авторы Jack Self,Finn Williams и Shumi Bose

Дом на десятилетия. Автор Hesslebrand


New Riches. Павильон Франции
Комиссар: Institut Français, ministère de la culture et de la communication - direction générale des patrimonies. Куратор: Frédéric Bonnet - OBRAS, Collectif AJAP14



New Riches – качественная и многослойная выставка о том, что есть сегодня, говоря об архитектуре, "новое богатство", которое не оценивается только в денежном выражении. Трезвая оценка и скромные исходные ресурсы возбуждают креативность. Это серия проектов, локальных, часто небольших – не той архитектуры, которая наделает шума в прессе, но той, которая сделает лучше и качественней жизнь людей. Архитектура социальная, думающая, демократичная. 


Программа Hébergement touristique. Manzat, Sauterre. Проект Bois-Basalte, 2014
Это примеры как центров крупных городов, так и периферий, и провинции. Это новое богатство состоит из местных ресурсов, возрожденного духа коллективизма, из ответственности проектировщиков и гражданской позиции самих людей. Конкретные реализованные примеры убедительны, а основная выставка на рекламных динамических щитах изобретательна и уместна.


lifeObject. Павильон Израиля
Комиссар: Arad Turgeman, Michael Gov. Кураторы/Экспоненты: Ido Bachelet, Ben Bauer, Arielle Blonder, Yael Eylat Van-Essenn, Noy Lazarovich.



Павильон с выставкой lifeObject предлагает кроме яркой скульптурной инсталляции при входе, напоминающей увеличенные в сотни тысяч раз волокна тканей в микроскопе, замечательную подборку из семи проектов с идеями био-архитектуры, нано-технологий, примерами подхода к проектированию с научной точки зрения под общим названием Merging Architecture and Biology




Выставка основана на концепции “устойчивости», неотъемлемой части биологических систем, что связано с их способностью к выживанию при шоке или травме. Этот аспект кажется все более важным в Израиле, в связи с геополитической ситуацией и текущим кризисом. Здесь представлены дышащие здания, программа спасения Мертвого моря (как не дать умереть мертвому морю), проект города как живой системы, нано-целлюлоза как натуральный строительный материал для пустыни. Тут точно надо задать вопросы персоналу по представленным проектам – вы узнаете много интересного.





Nano-Cellulose Desert Shelter, by NC Architects, Guy Austern, and Prof. Oded Shoseyov.


Care (sorge) for Architecture: the Asking Arché of Architecture to Dance. Павильон Чехии и Словакии
Комиссары: Monika Mitášová, Monika Palcová. 




Экспозиция Care for Architecture раскручивается вокруг красной архитектурной инсталляции в центре павильона этот макет Slovak National Gallery (SNG) словацкого архитектора Vladimír Dedeček можно просто оценить за красоту как арт-объект. Он рассказывает историю борьбы за сохранение, восстановление и обновление здания Национальной галереи, частично построенного в 1969-1979 гг.


The Pool – Architecture, Culture and Identity in Australia. Павильон Австралии
Комиссар: Janet Holmes a Court AC. Куратор: Amelia Holliday, Isabelle Toland (Aileen Sage Architects), Michelle Tabet



Бассейн как место, как платформа или мост между людьми, архитектура для всех. А в реальности австралийского павильона на биеннале это еще и возможность помочить уставшие ножки в воде реального бассейна выставки Danger Deep Water.




Reboot. Павильон Уругвая
Комиссар: Miguel Fascioli. Куратор: Marcelo Danza. 


Фото Andrea Avezzù
В этом году на биеннале “пострадали” отдельные исторические национальные павильоны. Если немцы открыли проемы на все стороны света в своем, то здесь сделали дыру в полу павильона. Предыстория этой идеи связана с движением Tupamaros 1960-х годов, когда активисты использовали невидимую инфраструктуру городов в качестве своих подземных убежищ. 



Второй исторический факт связан с авиакатастрофой над Андами, когда самолет стал могилой для одних и "домом" для оставшихся в живых. 



Фото Gianluca Giordano


Два примера из истории Уругвая, которые демонстрируют посетителям - в соответствии с провокационным духом биеннале – что архитектуру могут творить не только профессионалы. Или, как говорят кураторы: "Каждый объект становится архитектурой, когда он обитаем".


Juntos. Павильон Бразилии
Комиссар: Luis Terepins, Bienal de São Paulo Foundation Куратор: Washington Fajardo.



Страна, принимающая Олимпийские игры, предлагает вниманию посетителей два принципиально разных зала, объединенных общей темой – архитектура и культура афроамериканских бразильцев. 



Casa de Flor. Gabriel Joaquim dos Santos (1892-1985) – дом из бытовых и промышленных отходов.
Бразилия представлена страной, которая избавляется от комплекса неполноценности и вторичности. В первом зале три выставки с историческими объектами ХХ века, народной архитектурой в яркой местной традиции. 




Хунта – новая архитектура и рефлексия по поводу путей ее развития в Бразилии во втором зале, с макетами, фото и яркими постерами free. Reporting from the Land of the Future. Страна пытается избавляться от комплексов, вернуть былую славу бразильской архитектурной школе и стать на самом деле Страной будущего и страной с будущим. Особенно для молодежи. В добрый путь.


Places for people. Павильон Австрии
Комиссар: Elke Delugan-Meissl. Куратор: Liquid Frontiers (Sabine Dreher, Christian Muhr)
Free wifi, free space, free posters (фото Paul Kranzler). Вид на сад и оглушающие цикады. Кажется, вот и весь австрийский павильон. Но это не так.


Цель проекта – рассмотреть возможности переформатирования неиспользуемых зданий для временного размещения лиц, запросивших политического убежища. Не только выставка, но и конкретный план действий, уже идущий полным ходом под руководством в том числе Liquid Frontiers, включая трансформацию трех зданий в Вене с участием тысяч людей. 

Фото Zaira Magliozzi
Представлены наработки трех отобранных студий Caramel Architekten, EOOS и the nextENTERprise-architects, вместе с одной общественной волонтерской организацией. 


Heroic: Free Shipping. Павильон Сербии
Комиссар: Ivan RaskovicАвторы экспозиции: Stefan Vasic, Ana Šulkic и Igor Sjeverac.



Для Cадов Биеннале сербский павильон предложил корабль-призрак с синим корпусом или, вернее, его оттиск, пустое пространство, внутри которого посетителя приглашают помедитировать об архитектуре. Кто преуспеет, и есть герой, по мысли кураторов. Пустое пространство помогает сконцентрироваться, рядом есть только розетка, чтобы включить компьютер или телефон, а в воздухе звучит запись звука клавиатуры.  И тем не менее есть одно НО, сразу не очевидное... При выходе (входе) уложены штабелями десятки тысяч писем, которые представляют заявления архитекторов на работу с отказом или оставшиеся без ответа.  Океан писем, теряющийся в небытие.


Reframing Back/Imperative Confrontations. Павильон Египта
Комиссар: Ahmad Hilal. Куратор: Ministry of Culture.




Очень красивая, почти театральная инсталляция как иллюстрация к названию этой выставки, с примерами новой архитектуры для Каира и других городов Египта, с учетом местной строительной традиции и эстетики, развивающая тему между двух вопросов What is the story about?” и How was the story written?” 




Оригинальное сочетание новой и старой архитектуры. Выигрышный контраст черного и белого, оригинальные макеты в печати 3D. Вас приятно удивит египетский павильон.


UP! #margheraonstage. Павильон Венеции
Комиссар Madile Gambier. Куратор Luca Battistella



Add it UP – выставка в павильоне Венеции, посвященная возрождению города и порта Маргера. Это именно тот индустриальный “ужас”, который наблюдают с правой стороны лагуны из окон вагонов подъезжающие к Венеции с большой земли туристы. 



Проект Redentore для Маргеры
Здесь группа молодых архитекторов и фотографов попыталась дать ясные ответы на возможные пути спасения и возрождения города в пост-индустриальных реалиях. Умная, красивая, динамичная экспозиция. Стоит того, чтобы не пропустить.



Fair Building. Павильон Польши
Комиссар: Hanna Wróblewska. Куратор/Экспонент: Dominika Janicka с Martyna Janicka и Michal Gdak.

Вот так конкретно: Строить – назвали свою экспозицию поляки, отметив, что, говоря об архитектуре, всегда незаслуженно забывается роль собственно строителей. Инсталляция в виде строительных лесов, как будто сама разросшаяся внутри, полностью заполняет куб павильона, а на дисплеях идет non stop проекция различных строек и интервью с самими строителями. Кроме того, ставятся вопросы безопасности, высокого травматизма и подчас социальной незащищенности этих одних из главных действующих лиц современной архитектуры.


Selfie Automaton. Павильон Румынии
Комиссар: Attila Kim. Куратор: Tiberiu Bucsa. Авторы: Tiberiu Bucsa, Orsolya Gal, Stathis Markopoulos, Adrian Arama, Oana Matei, Andrei Durloi.








Selfie Automaton. Крутить и вращать все ручки и рычаги - обязательно!
Этот скорее арт-проект точно вас развлечет. И если архитектурные смыслы вам не откроются, то компенсируют их мастерски вырезанные деревянные марионетки, которые умеют многое – не стесняйтесь крутить за все колесики. Дети здесь будут особенно счастливы.


#ThisIsACo-op. Павильон Греции
Комиссар: Ministry of Environment and Energy. Куратор: Association of Greek Architects, SADAS-PEA. 


Фото T. Sotiropoulou

Фото Anna Ghiraldini
На греческой выставке #ThisIsACo-op представлены 29 проектов, которые могут стать ответами на вызовы современного кризиса. Это кризис беженцев, города в условиях кризиса, общественные пространства как места коллективного блага и еще один очень важный – кризис архитектурной профессии.


***
Хотелось бы добавить к списку национальных павильонов еще три, для читателей нашего блога, находящиеся за пределами Giardini, в разных местах самой Венеции. Это объединенный павильон стран Балтии, выставки Армении и Украины.


***
The Baltic Pavilion. Совместная выставка стран Балтии. Эстония, Латвия, Литва (впервые)
Комиссар Эстония: Raul Järg. 
Комиссар Латвия: Janis Dripe (Ministry of Culture of the Republic of Latvia).
Комиссар Литва: Ona Lozuraityté, Jonas Žukauskas.
Место проведения: Palasport Arsenale Venezia


Фото David Grandorge
Этот проект стал возможным после того, как предложение представлять три государства в рамках одной совместной выставки, выиграло три отдельных национальных конкурса.




Фото David Grandorge
В здании Palasport Arsenale Венеции команда, представляющая три страны, состоит из девяти архитекторов, дизайнеров и теоретиков. Вместе они пытаются разобраться в современной ситуации проектных практик, отраслей и инфраструктуры, которые активно преображают пространство трех стран Балтии и не только. 
Фото Inge Lvaikla
Павильон включает в себя более ста экспонатов, каждый из которых принадлежит к различным областям, начиная от архитектуры и инженерии, до геологии и искусства. Признан одним из самых удачных национальных павильонов биеннале этого года.


Independent Landscape. Павильон Армении
Комиссар: Ministry of Culture (Vartan Karapetian). Куратор: Sarhat Petrosyan.
Место проведения: Chiesa di Santa Croce degli Armeni, Calle dei Armeni, San Marco 965
Официальный постер павильона Армении

Curatorium - из папки с фото, очень точно иллюстрирующих логику выставки

Армянский Независимый пейзаж – это проект work in progress о пространственных преобразованиях в стране после распада Советского Союза и обретения независимости, за четверть века с 1991 по 2016 год. На протяжении всей биеннале несколько исследовательских групп мониторят национальный ландшафт с целью дать как можно более исчерпывающую и разноплановую его картину. 


Фото Katharina Roters 
Полученные результаты (большей частью фиксирующие изменения, вызванные человеческой деятельностью) по мере накопления информации будут загружаться на сайт выставки и транслироваться на дисплеи внутри павильона. Еще пять тем рассматривает выставка по идее ее куратора Сархата Петросяна:


Фото Katharina Roters
Visiting Post-Earthquake Gyumri. Город Гюмри спустя почти три десятилетия после землетрясения 7 декабря 1987 года


Фото Zaven Khachikyan
People's Square, о Театральной площади в Ереване, ставшей площадью Свободы.


Фото Vahan Abgaryan
Shrinking Cemeteries. Немного макабрический рассказ в иллюстрациях, но без смерти нет жизни. The Cemetery Landscape of Armenia: Tradition and Modernity. Неотъемлемая часть освоенного человеком пейзажа. 

Фото Arthur Lumen
Expanded Housing. Ироничный, забавный и немного грустный рассказ о спонтанной "архитектуре" самостоятельных достроек к жилым домам позднего советского периода в виде гаражей, террас, остекленных балконов; шушабанды (на местном жаргоне - внешние достройки), смешные мансарды и домики-мезонины на крышах многоэтажек.

Фото Katharina Roters
ReThink Metsamor. История наполовину оставленного города-призрака, возникшего вокруг АЭС, как кристаллизованный феномен новейшей истории Армении


"Architecture Ukraine – Beyond the Front”. Павильон Украины. Сопутствующее мероприятие
Комиссар: Отдел литературы, языка и искусствоведения Академии наук Украины, Микола Жулинский. Куратор: Татьяна Кара-Васильева.
Место проведения: Spazio Ridotto, 1388 Calle del Ridotto, San Marco



Тема Биеннале Аравены “Донесения с фронта”, в различных формах поданная в разных национальных павильонах, в случае украинской выставки приобретает, к сожалению, буквальный смысл в небольшом пространстве в Калле del Ridotto 1388 рядом с Сан-Марко (до 30 июня). Карта на полу зала воспроизводит зону конфликта на Востоке Украины, вдоль границы и вокруг города Донецка, в эпицентре боевых действий. Таким образом зрителю не остается ничего другого как топтать территории, которые уже пострадали от войны. Проект создан неправительственной организацией Изоляция из Донецка, которая была вынуждена переехать в Киев, где продолжает продвигать тему гражданского сопротивления, используя культурные и художественные акции.


Официальный постер выставки Украины
Идея организаторов – предоставить возможность приглашенным зарубежным художникам, архитекторам и дизайнерам провести месяц в Мариуполе, приближенном к району конфликта, при поддержке волонтеров, которые позволяют им преодолеть языковой и культурный барьер. 



Итог их пребывания – серия видео. Выставка в Венеции Architecture Ukraine презентует итоги летней программы 2015 года (куратор фотограф Борис Михайлов), работы Fulco Treffers, Danielle Rosales, Robin Coenen, Francisco Lobo и Romea Muryn.


***
Оставляя Giardini, хотелось бы еще отметить несколько проектов основной выставки REPORTING FROM THE FRONT, продолжение которой разместилось в центральном павильоне Biennale. Здесь тоже хватает громких имен и интересных ответов на провокационные вопросы куратора Аравены.  Или предостережения.



Gabinete de Arquitectura
В центральном пространстве главного павильона вас встречает оригинальная конструкция Gabinete de Arquitectura (Solano Benítez; Gloria Cabral; Solanito Benítez) – призер Leone doro, как лучший участник Биеннале. Гигантская арка построена из кирпича и бетона с применением инновационной системы с очень низким технологическим воздействием на среду.


Реконструкция рынка в городе Braga. Edoardo Souto de Moura. Проект, сделанный архитектором более 30 лет назад и им же реконструированный сегодня

Raphael Zuber. Поиск величия в архитектуре (в простоте античных форм)

elton_léniz  Studio LAN, Local Architecture Network
Эффектная инсталляция из видео на мольбертах, из тех проектов, которые не пропускает мимо объективов профильная пресса. И мы с ней


Studio Anna Heringer, Lehm Ton Erde Baukunst, Architekturmuseum der TUM Архитектура из грязи и глины, доисторического строительного материала человека.

EPEA Internationale Umweltforschung
Девиз этой оптимистичной и ироничной инсталляции и студии: Celebrating our human footprint: A building like a tree. A city like a forest




Simòn Vélez. Архитектура из бамбука



Rogers Stirk Harbour + Partners. Программные постулаты

И закончим тем, c чего начали – семнадцатью ключевыми словами - определениями Аравены, заданием для Биеннале этого года, показавшимся изначально почти банальными. Результат точно превзошел все самые оптимистические ожидания. Попробуйте посетить выставку REPORTING FROM THE FRONT и решить самостоятельно – насколько она удалась.

“The advancement of architecture is not a goal in itself but a way to improve people’s quality of lifeAlejandro Aravena



В статье были использованы официальные материалы la Biennale di Venezia, сайтов отдельных павильонов, фото Anna Kolomiyets


Понравилось, поделитесь



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан