Da Mario, или Амелия из Венеции

Вы, наверное, помните добрый, волшебный фильм пятнадцатилетней давности про маленькую фантазерку Амели с парижского Монмартра. Наша история про другую, венецианскую Амелию, или просто Мелию с Кампо San Maurizio, в квартале San Marco. История эта о великом труде, преданности, о творчестве, и о настоящей, не туристической и от этого еще более прекрасной Венеции. 
О Венеции маленьких тратторий, рыбного рынка, торговцев антиквариатом, гондольеров - последних венецианцев c их текучим, немного шепелявым диалектом, с их особым местным юмором... О городе воды с опрокинутой в ее зеркало архитектурой.


“Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой”. 

Так Петр Вайль начинает свою легендарную книгу “Гений места”. Эта фраза идеально подходит и к нашей истории, хотя ее герои (героини) и не такие известные, как исторические персонажи Вайля. Начнем немного издалека, с города.

Campo San Maurizio
В Венеции необычно все – тут нет улиц и переулков, тут есть calle; тут нет площадей, кроме Сан Марко, но есть campo, дословно с итальянского луг. Кварталы тут называются sestiere, надстроенные на деревянных сваях целые районы fondamenta, а местный диалект никак не иначе lingua veneta – венецианский язык. Тут нет звуков авто – им просто неоткуда взяться, поэтому все шумы здесь, можно сказать, антикварные – они задержались в девятнадцатом, до-автомобильном веке. Зато есть плеск воды о черный лакированный борт, тихий гул моторов пассажирских пароходиков vaporetto и грузовых барок с канала Grande, растянутые на гласных вокальные крики рулящих гондольеров O'-e, a stagando a premando (кажется, направо-налево по-гондольерски) – иного способа предупредить коллегу, выплывающего с поперечного canal, тут просто нет, а длинную лодку при всей виртуозности в секунду не остановишь – вот и приходится кричать. Иногда в венецианской какофонии слышатся звуки аккордеона, иногда пение – как за деньги, обыкновенно для японских туристов, так и бесплатно – от переполненности чувств.  
 
Гондольеры в минуту отдыха
Венеция – город романтический и одновременно неназойливо деловой, но каким-то необъяснимым образом каждый найдет здесь именно то, что хочет: романтик сказку, практик опыт, наивный будет обведен вокруг пальца, а ушлый получит бонус. Люди здесь приветливы, а услужливость легка и необременительна. Ходить можно по протоптанным туристическим тропам вдоль canal Grande, с обязательным потом заходом на площадь Сан Марко и к мосту Rialto с его пестрыми лавками, а можно заблудиться в дальних калле с засиженными почти исключительно венецианцами чикеттериями – а заблудитесь вы хоть один раз наверняка, намеренно или случайно, но уж такую игру ведет этот город-рыба со своими гостями.  


Ну вот, проникшись немного атмосферой Венеции, познакомимся с нашей героиней – Мелия, домашнее от Амелия. Хозяйка траттории Da Mario недалеко от кампо San Maurizio, знаменитого своими блошиными рынками mercatino, которые с давних времен проводятся здесь пять раз в год. 


Mercatino на campo San Maurizio предлагает муранское стекло, фарфор, картины, кружево с острова Бурано
Имя траттории, открытой в 1953 году, оставлено в память о муже Марио, которого не стало слишком рано: овдовев в 42 года Мелия, яркая, бойкая, с открытым характером женщина, больше никогда не вышла замуж, посвятив себя дочке Анне Лизе, делу и… живописи, на которую умудрялась находить время. У многих завсегдатаев в голове название заведения давно трансформировалось в Da Melia – У Мелии, поскольку просто вкусно поесть в Венеции мест хватает (достаточно обходить стороной Макдональдс и типично туристические сетевые заведения), а вот похвалиться своим Персонажем может не всякий. Мелия – несомненно такой персонаж, крепко держащий в сухой руке, усыпанной перстнями, как наличные, так и пульс жизни заведения. А еще кисть, потому что Мелия – от природы живописец, ее наивы (и не совсем) покрывают стены Da Mario: на них венецианские палаццо, спящие на мраморных колодцах кошки, горбатые мосты, парусники, герои-маски Teatro dellArte. Сегодня уже вперемешку с многочисленными подаренными акварелями, рисунками, холстами множества друзей и почитателей заведения, часто известных художников, случаются среди них и участники Арт-биеннале. 


Персонажи венецианского Teatro dell'Arte на акварелях Мелии
Мелия на кухне траттории в ожидании готового блюда
Анна Лиза и Мелия. Окончание рабочего дня
Здесь есть стихи-посвящения поэтов, а еще дипломы “бабушке Мелии” – nonna Melia, как ее ласково называют гондольеры – а они выбрали именно Da Mario для своих быстрых трапез (верная гарантия хорошей кухни, и тут командует дочь Анна Лиза). 
Золотой Лев от гондольеров с подписью на венето "Нашей Почетной Гондольерше, от внуков"
Гондольеры в Da Mario кофе себе делают сами
С гондольерами, и вообще со всеми, Мелия не слишком церемонится: меню озвучивает строго на венецианском, невзирая на иностранные лица – есть захочешь, поймешь. А еще названные “внуки” сами делают себе кофе, не утруждая “бабушку”, почетную гондольершу Венеции. При этом она может даже прикрикивать на них, а те урчат от счастья, как сытые коты, и только посмеиваются. Мелия гениально может разложить после работы пасьянс “для своих”, читает по картам и без карт судьбу, знает, что женщина беременна раньше нее самой, и обладает еще массой странных, необъяснимых способностей. Раздает меткие необидные прозвища завсегдатаям. Как и было сказано – Персонаж, и вы это чувствуете сразу. И за барной стойкой она стоит как королева, строго поблескивая элегантными очками. Buongiorno, ваше Величество, позволите у вас поесть?

Шуточное приглашение к Мелии на Большой праздник Зубов. 
Бывают заведения исторические, бывают сложносочиненные дизайнерские, атмосферные и неформальные. Одни из них меняются неоднократно, другие (о счастье!) вы находите без изменений даже спустя годы, узнавая казалось забытые детали, как свои детские игрушки из коробки на антресолях. Тратторию Da Mario не проектировал архитектор – архитектором стала Венеция, время, две женщины-хозяйки, мать и дочь. А еще друзья-художники, музыканты, антиквары с блошиного рынка рядом, гондольеры.  Если попробовать определить это место одним прилагательным, наверное, это будет – оно настоящее.
 
Венецианская мастерская по ремонту и созданию гондол
Палаццо на канале Grande
Четыре года назад, в июне, место у барной стойки впервые опустело…
После ухода Мелии Анна Лиза не сразу решилась на небольшие изменения – обновила светильники, убрала избыточные сувениры щедрых дарителей со стен и темных балок, немного иначе упорядочила картины, заменила скатерти и посуду. Взяла на бар девушку, а на кухню молодого человека-помощника. По утрам она сама ходит на рыбный рынок – она умеет выбирать лучшую рыбу и свежайшие frutti di mare. 

Знаменитый венецианский рыбный рынок
А после одиннадцати Анна Лиза идет в Da Mario, поливает цветы при входе, выкуривает сигаретку. Начинается новый день жизни траттории. И бдительный ангел-хранитель Мелия незримо присутствует в пространстве двух небольших залов, смотрит с картин и фото, поддерживая дочь, как это было всегда. И всегда будет.
 
Такая сегодня траттория Da Mario
У современных маркетологов ресторации все заведения делятся на два вида: location – случайный выбор места, и destination – заранее намеченная цель.  Думается, что Da Mario, учитывая венецианскую специфику туристического центра, может стать тем редкостным типом, который соединяет в себе оба эти определения – теперь вот и вы о нем знаете. Так что, если окажетесь в Венеции, между кампо San Maurizio и фондамента Malvasia, загляните сюда, чтобы узнать настоящую – vera Venezia, с ее lingua veneta, легким белым вином и хрустящим fritto misto, оцените искреннюю живопись Мелии и поварские способности Анны Лизы. И может, если повезет, гондольер вам сварит эспрессо. Где еще вы такое попробуете? А уходя, встретитесь взглядом с Мелией, смотрящей с портрета на стене. И она немного грустно улыбнется вам на прощанье, добрый гений этого места: до следующей встречи, путник.  




В статье использованы фото Anna Kolomiyets, Андрей Чернихов и из открытого доступа.

Понравилось, поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан