Luca Scacchetti. Гений и место
Лука Скаккетти — миланский архитектор, даже milanesissimo! Это был замечательный профессионал, богато и
разнообразно одаренный человек, градостроитель, дизайнер, педагог и публичный
человек. К сожалению, был – сегодня ровно год, как его с нами нет. Лука был
одним из самых ярких лекторов на наших курсах HoReCa Workshop. Вспоминаем светло коллегу, друга, прекрасного
человека. В память о нем размещаем интервью с архитектором 2012 года о проекте, ответственности и методах работы – все до сих пор актуально.
Мы знаем, что
вы уже многие годы преподаете курс «Архитектурные элементы и
градостроительство» в миланской Академии изобразительных искусств (Accademia di Belle arti di Brera). Как,
по-вашему, изменился современный подход к городскому планированию по сравнению
с тем, каким он был в прошлом, скажем 20–30 лет назад? Уделяется ли
сегодня больше внимания зеленым и рекреационным площадям, реконструкции и
реабилитации бывших промзон в крупных городах? Могли бы вы наметить пути развития в ближайшем будущем?
Мастерская Луки Скаккетти в Милане - отражение его подхода к архитектуре
Лука
Скаккетти: Думаю, что градостроительство очень изменилось за
последние 20–30 лет. Суть этих изменений можно кратко определить так: от количественного
подхода (другими словами — сколько строить, сколько предоставить услуг, сколько
дать зеленых насаждений) был начат долгий переход к иной логике, а именно — как
строить, как обеспечить сервис, как организовать зеленые зоны. Этот переход как
раз и происходит в настоящее время, совершенствуясь от проекта к проекту — от
количества к качеству, от «сколько» до «как». Это элементарное, но базовое
изменение сущности или, собственно, цели градостроительства вернуло в игру две
«макро-зоны
проектирования», которые 20 лет назад существовали отдельно, порождая огромное
количество архитектурных уродств в наших городах. Сегодня они могут
взаимодействовать между собой как одно целое, чем они по сути и являются.
АРХИТЕКТУРА и УРБАНИСТИКА становятся новым измерением городского планирования,
слитым воедино. Только после такого объединения мы можем снова говорить о
качестве планирования и градостроительства, как и в целом о городе.
Budri Headquarters в Мирандоле, Италия. 2014
Как вам,
архитектору и горожанину, видятся изменения, происходящие в Милане накануне Expo–2015? [Интервью
взято весной 2012]. Какие архитектурные новинки, растущие сегодня в городе как
грибы, вас убеждают, а какие нет, и почему?
Л. С.: Мне страшно
нравится сам факт, что в Милане снова заговорили о трансформации, об изменениях
и новой архитектуре. Я довольно часто не разделяю сделанного выбора, но это не
столь важно. Важно то, что Милан наконец-то вернулся к теме создания своего
нового современного облика.
Hotel Litta Palace в Милане. 2004
Hilton Garden Inn в Лечче, Италия. 2010
За годы
существования студии Luca Scacchetti associati вы
разработали множество проектов urban planning как
для Италии, так и для зарубежья, в том числе в Азии (кварталы в Чимкенте,
Казахстан) и на Дальнем Востоке — для Тяньцзиня и Шанхая. Есть ли разница в вашем
творческом подходе согласно стране, согласно заказчику или всегда доминирует
элемент авторского стиля Скаккетти?
Л. С.: Будучи
абсолютно убежденным, что место, территория являются фундаментальной
составляющей любого проекта и что каждый проект должен быть тотально обусловлен
местом, его традициями, культурой, атмосферой и красками, я верю, что каждый проект,
согласно своему «где», должен быть индивидуальным. В то же время рука автора,
по-видимому, все же узнаваема: в моих проектах есть 50% Китая и 50% Scacchetti, или 50% России и
50% Scacchetti, и так далее.
Hotel Litta Palace в Лайнате, Милан, входная зона. 2004
Berd's Design Hotel в Кишиневе, Молдова. Рецепция. 2015
Risorgimento Resort Hotel в Лечче, акварельный эскиз
Risorgimento Resort Hotel в Лечче. 2006
В своих
эскизах вы часто используете технику акварели. Это своеобразный способ мышления?
Рабочий инструмент или игрушка архитектора? И насколько реализация отличается от
первых акварельных набросков?
Л. С.: Акварель
для меня, с одной стороны, — способ фиксирования проектной идеи, с другой —
способ генерирования, творения, даже через неточности картинки, когда потеки и
пятна, разводы и дефекты дают новые подсказки и новые идеи. Так что акварель —
это способ зафиксировать на бумаге найденную идею; в то же время из дефектов,
«переведенных на бумагу», собственно, и появляются идеи. Часто, глядя на мои
изначальные акварельные наброски и построенное здание, я думал, что это можно
сравнить с рассматриванием фотографии мальчика, а потом его же фото, но уже
взрослого: все похоже — и в то же время все отличается. Мальчик вырос, но остался
все тем же. Так и мои акварели остаются внутри законченной архитектуры, как
мальчишеский образ прочитывается в чертах взрослого человека.
The View. Проект для выставки Hybrid Architecture & Design. Fuorisalone 2013, эскиз и реализация
Вы активно
работаете также в сфере дизайна — интерьерного, мебельного, предметного.
Нужно ли
как-то менять свой подход, адаптировать творческий метод согласно масштабу? Дизайн
остается для вас развлечением в свободное время или это еще один способ творческого
самовыражения?
Л. С.: Проектирование
— это всегда серьезная штука, но в то же время и занятная. Важность проектирования
никогда не зависит ни от масштаба проектируемого, ни от выбранной темы. Я
гарантирую, что сделать стул никак не проще и не менее занятно, чем сделать
здание. Различна только постановка вопроса, а не усилие.
Eos Hotel в Лечче. Акварельный эскиз, главный фасад и один из номеров отеля. 2007
Какому
архитектурному стилю вы отдаете предпочтение? Как определили бы собственный
стиль?
Л. С.: Я думаю,
что мой стиль — это не иметь стиля. Точнее, мой стиль имеет некоторые
стилистически узнаваемые, повторяющиеся элементы даже вне выбранного для
конкретного проекта языка. Мне приходилось делать проекты, скажем, более классические,
но которые в сравнении с моими более современными работами не отличаются
радикально. Что я хочу этим сказать? Что узнаваемость архитектора — это более
сложный процесс, который не может определяться формулой «одной колонной больше,
одной меньше». Здесь вступают в игру объемы, пропорции, пространства, освещение
и, может, только в последнюю очередь — формальные детали.
Эскиз павильона "Дом взглядов" для выставки MADE EXPO 2012
Чем бы
занимался в жизни Лука Скаккетти, если бы не стал архитектором?
Л. С.: Стал бы или
живописцем, или сценографом. А может еще охотнее писателем, а точнее —
рассказчиком.
Светлая память!
В статье использованы
материалы студии Luca Scacchetti associati, фотопортрет Луки Скаккетти HoReCa Workshop, фото legnoonweb и других источников
Понравилось, поделитесь
Комментарии
Отправить комментарий