Luca Scacchetti. Гений и место

Лука Скаккетти — миланский архитектор, даже milanesissimo! Это был замечательный профессионал, богато и разнообразно одаренный человек, градостроитель, дизайнер, педагог и публичный человек. К сожалению, был – сегодня ровно год, как его с нами нет. Лука был одним из самых ярких лекторов на наших курсах HoReCa Workshop. Вспоминаем светло коллегу, друга, прекрасного человека. В память о нем размещаем интервью с архитектором 2012 года о проекте, ответственности и методах работы  – все до сих пор актуально.



Мы знаем, что вы уже многие годы преподаете курс «Архитектурные элементы и градостроительство» в миланской Академии изобразительных искусств (Accademia di Belle arti di Brera). Как, по-вашему, изменился современный подход к городскому планированию по сравнению с тем, каким он был в прошлом, скажем 20–30 лет назад? Уделяется ли сегодня больше внимания зеленым и рекреационным площадям, реконструкции и реабилитации бывших промзон в крупных городах? Могли бы вы наметить пути развития в ближайшем будущем?

Мастерская Луки Скаккетти в Милане - отражение его подхода к архитектуре

Лука Скаккетти: Думаю, что градостроительство очень изменилось за последние 20–30 лет. Суть этих изменений можно кратко определить так: от количественного подхода (другими словами — сколько строить, сколько предоставить услуг, сколько дать зеленых насаждений) был начат долгий переход к иной логике, а именно — как строить, как обеспечить сервис, как организовать зеленые зоны. Этот переход как раз и происходит в настоящее время, совершенствуясь от проекта к проекту — от количества к качеству, от «сколько» до «как». Это элементарное, но базовое изменение сущности или, собственно, цели градостроительства вернуло в игру две «макро-зоны проектирования», которые 20 лет назад существовали отдельно, порождая огромное количество архитектурных уродств в наших городах. Сегодня они могут взаимодействовать между собой как одно целое, чем они по сути и являются. АРХИТЕКТУРА и УРБАНИСТИКА становятся новым измерением городского планирования, слитым воедино. Только после такого объединения мы можем снова говорить о качестве планирования и градостроительства, как и в целом о городе.

Budri Headquarters в Мирандоле, Италия. 2014

Как вам, архитектору и горожанину, видятся изменения, происходящие в Милане накануне Expo–2015? [Интервью взято весной 2012]. Какие архитектурные новинки, растущие сегодня в городе как грибы, вас убеждают, а какие нет, и почему?
Л. С.: Мне страшно нравится сам факт, что в Милане снова заговорили о трансформации, об изменениях и новой архитектуре. Я довольно часто не разделяю сделанного выбора, но это не столь важно. Важно то, что Милан наконец-то вернулся к теме создания своего нового современного облика.

Hotel Litta Palace в Милане. 2004

Hilton Garden Inn в Лечче, Италия. 2010 

За годы существования студии Luca Scacchetti associati вы разработали множество проектов urban planning как для Италии, так и для зарубежья, в том числе в Азии (кварталы в Чимкенте, Казахстан) и на Дальнем Востоке — для Тяньцзиня и Шанхая. Есть ли разница в вашем творческом подходе согласно стране, согласно заказчику или всегда доминирует элемент авторского стиля Скаккетти?
Л. С.: Будучи абсолютно убежденным, что место, территория являются фундаментальной составляющей любого проекта и что каждый проект должен быть тотально обусловлен местом, его традициями, культурой, атмосферой и красками, я верю, что каждый проект, согласно своему «где», должен быть индивидуальным. В то же время рука автора, по-видимому, все же узнаваема: в моих проектах есть 50% Китая и 50% Scacchetti, или 50% России и 50% Scacchetti, и так далее.

Hotel Litta Palace в Лайнате, Милан, входная зона. 2004

Berd's Design Hotel в Кишиневе, Молдова. Рецепция. 2015

Risorgimento Resort Hotel в Лечче, акварельный эскиз

Risorgimento Resort Hotel в Лечче. 2006

В своих эскизах вы часто используете технику акварели. Это своеобразный способ мышления? Рабочий инструмент или игрушка архитектора? И насколько реализация отличается от первых акварельных набросков?
Л. С.: Акварель для меня, с одной стороны, — способ фиксирования проектной идеи, с другой — способ генерирования, творения, даже через неточности картинки, когда потеки и пятна, разводы и дефекты дают новые подсказки и новые идеи. Так что акварель — это способ зафиксировать на бумаге найденную идею; в то же время из дефектов, «переведенных на бумагу», собственно, и появляются идеи. Часто, глядя на мои изначальные акварельные наброски и построенное здание, я думал, что это можно сравнить с рассматриванием фотографии мальчика, а потом его же фото, но уже взрослого: все похоже — и в то же время все отличается. Мальчик вырос, но остался все тем же. Так и мои акварели остаются внутри законченной архитектуры, как мальчишеский образ прочитывается в чертах взрослого человека.

The View. Проект для выставки Hybrid Architecture & Design. Fuorisalone 2013, эскиз и реализация

Вы активно работаете также в сфере дизайна — интерьерного, мебельного, предметного.
Нужно ли как-то менять свой подход, адаптировать творческий метод согласно масштабу? Дизайн остается для вас развлечением в свободное время или это еще один способ творческого самовыражения?
Л. С.: Проектирование — это всегда серьезная штука, но в то же время и занятная. Важность проектирования никогда не зависит ни от масштаба проектируемого, ни от выбранной темы. Я гарантирую, что сделать стул никак не проще и не менее занятно, чем сделать здание. Различна только постановка вопроса, а не усилие.



Eos Hotel в Лечче. Акварельный эскиз, главный фасад и один из номеров отеля. 2007

Какому архитектурному стилю вы отдаете предпочтение? Как определили бы собственный стиль?
Л. С.: Я думаю, что мой стиль — это не иметь стиля. Точнее, мой стиль имеет некоторые стилистически узнаваемые, повторяющиеся элементы даже вне выбранного для конкретного проекта языка. Мне приходилось делать проекты, скажем, более классические, но которые в сравнении с моими более современными работами не отличаются радикально. Что я хочу этим сказать? Что узнаваемость архитектора — это более сложный процесс, который не может определяться формулой «одной колонной больше, одной меньше». Здесь вступают в игру объемы, пропорции, пространства, освещение и, может, только в последнюю очередь — формальные детали.
Эскиз павильона "Дом взглядов" для выставки MADE EXPO 2012

Чем бы занимался в жизни Лука Скаккетти, если бы не стал архитектором?
Л. С.: Стал бы или живописцем, или сценографом. А может еще охотнее писателем, а точнее — рассказчиком.

Светлая память!

В статье использованы материалы студии Luca Scacchetti associati, фотопортрет Луки Скаккетти HoReCa Workshop, фото legnoonweb и других источников


Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан