Bramante в Милане: чудо Святого Satiro

Милан – город с “двойным дном”, тщательно прячущий свои достоинства – в частных дворах, тайных уголках парков и бывших монастырских киостро; скрывающий свои самые интересные памятники за современными безликими фасадами домов, как будто желая уберечь от чужих глаз свою богатую историю, в которой было много славных страниц и в которой оставили свой след самые выдающиеся личности прошлого. Об одном таком памятнике эпохи Ренессанса, “спрятанном” всего в нескольких десятках метров от центральной площади Duomo, наш рассказ.



В итальянском языке есть поговорка, которую можно перевести примерно “как сделать из проблемы достоинство”. Архитектурный проект, о котором мы хотим вам рассказать – наглядная к ней иллюстрация.

Mediolanum. Старинная карта Милана с гербом герцогов Висконти в виде змея

Немного предыстории
Позднее Средневековье, IX век. Mediolanum (Милан). Архиепископ миланский Ансперт да Биассоно из богатого лангобардского дворянского рода, на своей земле и за свои средства закладывает в 876 году небольшой храм с прилегающими кельями, который посвящает святому Сатиро, брату святого Амвросия, архиепископа IV века, одного из четырех отцов Церкви и покровителя Милана. Одновременно рядом с базиликой возводится и колокольня, одна из двух самых древних в Милане, которая становится своеобразным ориентиром-маяком для прибывающего в город торгового люда и пилигримов.


Следующий важнейший момент в истории этого храма связан с так называемым “чудом кровоточенья”. Местные хроники XIII века рассказывают о скандальном случае, произошедшем перед церковью в 1242 году. С 1200 годов перед ней была выставлена фреска, изображающая Мадонну с младенцем на коленях. Некий молодой человек, Massazio di Vigonzone, совершил в день Благовещения страшнейший в понимании средневекового христианина грех – азартный игрок, взбешенный крупным проигрышем, он выхватил кинжал и несколько раз ударил им в святой образ в районе шеи Христа. Но то, что произошло потом, заставило забыть о сумасшедшем – потому что фреска тут же начала кровоточить. Крошечная базилика святого Сатиро в один момент стала знаменитой на всю округу и превратилась в место массового паломничества верующих, а кинжал богохульника Массацио и сегодня можно увидеть среди прочих древних реликвий храма. Сам же он, раскаявшись, закончил свои дни монахом при церкви святого Амвросия.



Приглашение Браманте

Милан в полном расцвете второй половины XV века, здесь правит богатейший род Visconti: город производит, торгует, богатеет, воюет и… много строит. Закладываются новые храмы, расширяются старые, лучшими мастерами современности украшается Замок правящего герцога Джан Галеаццо Висконти. Не забыта и наша маленькая церковка. Герцог, глубоко верующий человек, решает, что над чудотворным образом нужно построить больший, достойный его храм, который будет переименован в Санта Мария при Сан Сатиро. Именно в это время на фреске и появляются поздние живописные дополнения с двумя коленопреклоненными фигурами герцога Джан Галеаццо и его матери Боны ди Савойя. В 1476 году создается так называемая Фабрика Сан Сатиро, призванная подготовить все к строительным работам. Под будущую церковь Богородицы вокруг древней базилики прикупается земля – несколько частных владений, среди них таверна “У Лупы”, дают необходимую площадку. Для создания проекта в 1480 году приглашается живописец и архитектор из Урбино Донато Браманте, уже несколько лет работающий в Ломбардии и Милане, но пока больше в качестве живописца и декоратора. Браманте, к тому времени тридцативосьмилетний мастер, уже с именем, принимает этот вызов – именно вызов, учитывая множество, казалось бы, непреодолимых проблем, связанных с самим участком и необходимостью корректно “поглотить” новой церковью старинную постройку базилики IX века. И проблемы не задержались…



BRAMANTUS FECIT IN MEDIOLANO (Браманте сделал в Милане)

Хроники рассказывают, что первоначальная идея Браманте была создать храм в виде равнозначного греческого креста в плане, из четырех идентичных трансептов, с алтарем по центру, что лучше вписывалось в участок, но она была отклонена духовенством. Причем, оставалась необходимость в классическом расположении главного алтаря на востоке. Но! С востока проходила улица (и сегодня via Falcone), в сторону которой постройку нельзя было расширить даже на метр. То есть храм получался в плане в форме усеченного креста, или тау, попросту “Т”. То есть, стена пресвитерия получалась плоской, глухой. Решение ищется – и находится, и тогда с 1482 года (год прибытия в Милан Леонардо) приступили, наконец, к строительству.  


Насколько же виртуозно решил предельно сложную задачу будущий автор собора Святого Петра в Ватикане! Зная и умело используя в своих живописных работах перспективу, не так давно открытую ренессансными художниками, гениальный изобретательный мастер создал великолепную иллюзорную обманку – он сделал в нише, глубиной всего 97 сантиметров, декорацию из рельефных арок, полуколонн и касеттированного свода, создавшие оптическую иллюзию глубины в 9 с половиной метров, с точкой схода примерно во входной части храма, по оси мнимой апсиды с алтарем, в которой и разместил чудотворный образ Мадонны - восполнив то, что городская топография отняла, и сотворил абсолютно гармоничное внутреннее пространство храма.

Взгляд с примерной точки схода иллюзорной перспективы Браманте




Если, будучи в Милане, вы захотите увидеть церковь святого Сатиро и испытать на себе эффект иллюзорной перспективы, учтите, что город ревниво прячет свои жемчужины – не промахнитесь, идя по улице Турина. Немного в глубине, за простыми решетчатыми воротами и киосками цветочников, этот рядовой фасад поздней переделки можно и проскочить. Заходите в храм по центральному нефу, прямо напротив алтаря, чтобы в полной мере “обмануться”. Иллюзия устойчивая и длится долго, даже при приближении. И пока вы не зайдете сбоку, не поймете – как же он это сделал? Вы будете поражены мастерством этого архитектурного гения, также как миллионы посетителей храма до вас за многие столетия. Можете даже выйти на улицу Фальконе, чтобы увидеть глухой как брандмауэр задний фасад церкви, расчерченный по ренессансному рисунку – в том месте, где плану соответствует алтарь.  

Это именно тот счастливый случай, когда итальянцы говорят – сделать из недостатка достояние.
Bravo, Bramante!


Понравилось, поделитесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан