Arsenale – Corderie. Biennale [опускает] подымает архитектуру до человека

Если вам приходилось бывать на Венецианской биеннале, вы представляете себе ее главные части – это Giardini-Сады с национальными и центральным павильоном и Арсенал (и Кордерии), где в бесконечно длинном пространстве, проложенном вдоль изгибов лагуны, в высоком мраке залов раскручивается как плетущийся корабельный канат, история на тему, заявленную куратором Alejandro Aravena. В этом году это Донесения с фронта. REPORTING FROM THE FRONT. По приглашению организаторов на эту тему высказались 88 самых именитых, так и молодых одаренных архитекторов мира. (Статьи о XV Биеннале архитектуры читайте также в нашем блоге за 26 июня и 1 августа).


Итак, наши “Донесения с фронта”, или личные впечатления с венецианской биеннале, ввиду ее абсолютной неохватности, будут в этот раз только из Арсенала и Кордерий, а также нескольких национальных павильонов, которые здесь расположены – из важнейших Италии, хозяйки праздника, и Китая. Этот обзор не претендует на создание “инструкции по посещению” или подробного гида с проложенным маршрутом – мы вас приглашаем проделать это лично, до 27 ноября время есть. Это скорее серия флеш-зарисовок, возможно разрозненных, как об отдельных понравившихся проектах, так о суммарном ощущении от биеннале этого года.

Чтобы немного погрузиться в настроение венецианского Арсенала, нам показалось уместным привести здесь цитату, фрагмент почти поэтического описания одного из самых оригинальных проектов, представленных здесь и, наверное, образнее других попадающего в заявленную тему, при этом пропущенную через Венецию – это Architectural principles in the Age of Humanism испанского архитектора Francisco Alonso (Alonso de Santos Estudio). Посвящение шедевру часового искусства La Reloja, который мастер Jauneto Turriano создал для короля Карла V, с часами-аутомой с двадцатью тремя колоколами, играющими воображаемую карильону два раза в день под сводами Арсенала. Это тонкая аллюзия о труде, гении, мастерстве, ответственности, о Гармонии и Красоте, которую можно приложить ко всей выставке, к лучшим ее объектам однозначно. Представьте себе обстановку – и можно заходить.

Alonso de Santos EstudioArchitectural principles in the Age of Humanism

Эпилог вместо пролога от Alonso (настроение Венеции)
“Эпилог вокруг баталии, высвободившейся перед лицом биеннале.
Легенда Венеции, тот ее образ, который мы храним внутри себя, всегда имеет немного ретроспективную направленность – это некий ангел, который будто призывает нас подвести итоги и оглянуться. Огромное хранилище культурной памяти в поздний час мира, на зыбкой, колеблющейся границе между рассветом и сумерками.
Все, что здесь может быть реализовано, должно иметь своей целью искупление.
Не занимать или заполнять, не имитировать или осквернять. Чтобы не иметь потребности ни в чем, чтобы ничего не надо было расточать.
Начать отнимать, а не добавлять.
Не созерцать, а именно быть. Ощутить себя в пустом, ничем не заполненном пространстве. В пространстве с несомненным присутствием (стороннего наблюдателя) человеческой фигуры. Быть внутри Архитектуры.
Открыть для себя это недвусмысленное "место", которое больше чем что-либо можно убедительно сравнить с остановившимся в пространстве звуком – как звуковое воплощение самого образа Архитектуры.
Вообразить процесс стройки как способ освобождения энергии, низведя архитектурное произведение до состояния следа, знака или указания к действию.
Это попытка вызвать к жизни мистику, стоящую за работой Архитектуры, которая так безошибочно открывается нам в выражении “main doeuvre” [фр. труд]: стиль и инструмент”.


Обычно в статьях о таких событиях, как Биеннале, в качестве иллюстраций чаще всего подбираются самые яркие по визуальному образу проекты. И это понятно – и неизбежно, как и здесь. На самом же деле многое, умное и глубокое, сложно проиллюстрировать в статье – его, это умное, нужно рассматривать вблизи, вчитываться в тексты описания, подумать и может вернуться еще раз. Биеннале этого года в Арсенале и Садах именно такая (поэтому пересказать ее вкратце не получится). После вполне провальной, очень “теоретической”, слишком рефлексирующей Fundamentals 2014 года (куратор Rem Koolhaas), эта удалась намного больше, при всех предваряющих ее сомнениях по поводу молодости куратора Аравены (48 лет) и некоторой “затрепанности” заявленной темы с упором на устойчивое развитие, возвращение к истокам, экологию, экономию, социальные аспекты. И далее: рост периферий в мире, проблемы эмиграции, низкое качество архитектуры сегодня, общий кризис ценностей. Темам, с которыми был высок риск впасть в банальность и популизм, слишком они сегодня замылены и слишком часто остаются голой фразой, прикрывающей вполне практичные интересы (говоря об архитектуре – ведь это дорогая игрушка). 



Наверное, еще одним элементом, обеспечившим успех текущей биеннале можно назвать тот факт, что большинство выставленных проектов реальны, реализованы или в процессе строительства. Даже если они представлены в макетах, фото и рисунках. И проекты эти реально дают ответы на поставленные вопросы – причем предоставляют инструменты и способы их решения, преодоления, и во внятные сроки.

Эфемерный урбанизмКураторы Rahul Mehrotra & Felipe Vera. Более 700 миллионов людей в мире не имеют или не нуждаются в постоянных структурах в качестве своего жилья. Интересные примеры временной архитектуры, рожденной разными потребностями, причинами и проблемами, как природные катаклизмы, беженцы, военные городки, добыча ископаемых, музыкальные и пр. фестивали, религиозные праздники


Kumbh MelaRahul Mehrotra & Felipe Vera. Индия. Гигантский эфемерный город, который рождается раз в 12 лет на слиянии рек Ямуна и Ганг для празднования фестиваля Hindu и принимает за 55 дней существования более 100 миллионов временных жителей, до 5 миллионов единовременно, эффективно решая социальные, религиозные, административные, санитарные, экологические и многие другие проблемы. Полностью исчезает после окончания празднований.

Boris BernaskoniMATREX. Центр архитектуры, науки и искусства в Сколково, имя от Matryoshka Rex = Matrex (rex – король, lat.)

Кстати, чтобы лучше вникнуть в тонкие материи, для желающих глубже понять увиденное в этом году появилось совершенно гениальное новшество: в каждом зале стоят молодые люди с бейджами биеннале, и стоят неслучайно. По вашей просьбе они могут как личные гиды подробно рассказать вам (и на английском тоже) о каждом представленном объекте, ответить на вопросы – рекомендуем обязательно этой полезной услугой воспользоваться, потому что даже описание проекта не всегда полностью раскрывает его суть. Эти ребята знают намного больше.



MarteMarte Architects. Ответ студии, работающей над проектами инфраструктуры – они тоже могут быть не банальными или патетическими, когда хотят выглядеть художественно.

Интересно, что “репортажно-фронтовая” тема, заявленная кураторами, везде поддержана еще в энергичных и лаконичных призывах, которые обращаются к зрителю отовсюду - со стен, натянутых полотнищ баннеров, ими обернуты красные кирпичные колонны залов, они бьют в глаза с проекций, вы топчете их ногами. Арсенал возвращает к смыслу своего имени. Биеннале разговаривает с ВАМИ, к вам взывает и ВАС приглашает к диалогу.

What about renewable resources?                 Creativity is our energy

What which shall we built?                            Material is the mother of invention

What are future modes of housing?               Density is our destiny

How shall we coexist?                                    Culture can guide us

Where do we go from here?                            …


Cecilia Puga. Не признает пластиковые модели, создает все макеты своих проектов из натуральных материалов своими руками, терракота. Выглядят они не хуже авангардной скульптуры.

BeL Sozietät für Architektur. NEUBAU. Проект нового города для беженцев, составленный из копий центров исторических городов Германии – как символический способ победить периферию, которая обычно становится единственно возможным выбором места обитания эмигрантов.

Block Research Group, RTH Zurich. Свод Armadillo.
Самонесущий свод без раствора по образцу готических соборов собран из 399 разных по конфигурации известняковых плит, толщиной всего 5 см, цифровая разработка. Результат десяти лет исследований в области каменных конструкций.

Экономия при таком методе строительства составила более 60% по сравнению со строительством с использованием усиливающих железобетонных конструкций


Transsolar with Anja Thierfelder. Просто очень красиво!

Paulo David. Остров Madeira. Пейзаж и туризм между эксплуатацией и сохранением. О разрушительной роли массового туризма и способах сохранения исторического наследия без потерь для коммерции.




Estudi dArquitectura Toni Gironés. Climate Museum в Лериде, Каталония
В ходе муниципального конкурса победил другой проект, но архитектор настоял на своем предложении, по которому главным “персонажем” музея стал сам климат, а не рассказ о нем внутри кондиционированных залов. В итоге, кроме того, что город получил оригинальный музей, достопримечательность сегодняшней Лериды, было сэкономлено до 50% бюджета.


Tadao Ando Architect & Associates. Punta della Dogana (Таможенная стрелка) в Венеции

“Культурное наследие берет под свою опеку камни Венеции, ее кости; культурные институции действительно обеспокоены тем, чтобы живая кровь снова потекла по ее венам”. 
Paolo Baratta, директор Биеннале о проекте Таможенной стрелки в Венеции Тадао Андо.

Активное “хозяйничанье” в Венеции иностранных архитекторов для иностранных заказчиков (François Pinault) вызывает иногда неоднозначную реакцию местных жителей. Хотя Андо, кажется, с исключительным тактом подошел к работе над проектом Таможенной стрелки. По-итальянски это зовется кампанелизм (от кампаниле – колокольня) – то есть рассуждать, не выходя из тени своей колокольни, местечково.


Anupama Kundoo Architects. Оригинально работающая молодая студия, использующая натуральные материалы, традиционные техники и технологии из других сфер, применяя их в своих архитектурных проектах. Запомните это странное индийское имя  Anupama Kundoo - возможно, это явление миру "новой Захи"?

Anupama Kundoo Architects “Volontariat - HOMES for homeless children”, Индия

“Оказывая помощь небольшим общинам в производстве простых строительных деталей, мы в состоянии дать им необходимые знания и повернуть само строительство на службу людям.” Anupama Kundoo



C+S Architects. eduCARE. Эта очень красивая, как петля Мебиуса, самонесущая конструкция, особенно привлекающая всех посетителей - именно из тех объектов, которые не обходит пресса. Предваряет серию проектов нетрадиционных школьных зданий для новых растущих городов

Hugon Kowalski & Marcin Szczelina. Поговорим о мусоре. Тезисы-предложения для Мумбая, его кварталов, в которых единственное занятие населения – переработка отходов. По идее Kowalski, мусор становится формообразующим – из проблемы превращается в достоинство.



Rock Garden. Anuj Saini  Добрая сказка про Али-бабу в исполнении мастера-самоучки Anuj Saini из глины, битой плитки, черепков, старой посуды и ракушек, в реальности украсили его родной город (Chandigarh, India)

Kengo Kuma. Борьба против гегемонии индустриальных материалов в ХХ веке

Atelier Peter Zumthor & Partners. Los Angeles County Museum of Art (LACMA). Коллекция текстиля Christina Kim,  Революционный проект Зумтора в фазе разработки. Черные лаковые фасады и яркие ткани в витринах, нависающая над самой активной частью Лос-Анджелеса конструкция Музея обещает стать новым знаковым объектом современной архитектуры.

Shigeru Ban Architects & Jaeeun-Choi. "38". Предложение-проект по освоению давно заброшенного участка границы между Северной и Южной Кореей вдоль 38-й параллели.

Павильон Италии. Студия TAMassociati. Taking care. Проектировать для общественного блага. 
Глубокая и многоплановая выставка в Tese delle Vergini – просится на отдельную статью. Постараемся не забыть об этом. Главные темы - регенерация городских периферий, зеленые зоны городов, противодействие маргинализации городов, проблемы интеграции, волонтерство, экология и многое другое, в чем роль Архитектуры незаменима,

Павильон Италии. Для создания отдельных кластеров были использованы переработанные материалы предыдущей биеннале и от демонтажа павильонов EXPO Milano 2015. Наглядный прикладной recycling.


Павильон Китая. Daily design, daily Tao. Across Chinese Cities. Куратор Jingyu Liang. Рафинированный рассказ о прогрессивной роли архитектуры в модернизации Китая за последние 30 лет.

Павильон Китая. Летний павильон из экономичных материалов

Павильон Китая. Вертикальный огород - милая идея для дачи с использованием старой мебели) 

Kunlé Adeyemi Studio, Makoko Floating School 
Нигериец Kunlé Adeyemi во главе своей голландской студии с проектом-прототипом плавающей школы для африканских стран, регионов постоянного затопления и без инфраструктуры, призер Leone dargento (Серебряный Лев) как самый многообещающий молодой архитектор, открытие этой биеннале

Совсем неожиданный сер Фостер в самом конце маршрута, после Giardini delle Vergini, с видом на работающие ремонтные доки, лагуну и канал Святого Петра. Конец Арсенала и сил...

Norman Foster Foundation. Future Africa EPFL. Посадочная станция для дронов для доставки лекарств и всего жизненно необходимого в труднодоступные районы Африки

"Я хочу, чтобы эта Биеннале изменила подход проектировщиков и decision maker, призывая их рассмотреть и альтернативные варианты, а не только конвенциональные, удобные. Нельзя на новые вопросы в глобальном масштабе давать старые ответы. Мы должны преодолеть серость рынка и включить самих людей в процесс принятия решений." Alejandro Aravena, Premio Pritzker 2016

Если у вас получится, посетите эту умную выставку (вообще по-хорошему, ее совершенно нельзя пропустить) – и возможно, вы увидите в ней что-то свое, совсем другое. А эта сумма позитивных энергий всех тех, кто участвовал в ее создании, вместе с эфемерной и реальной Венецией, ее в себя вместившей, возможно помогут всем нам дать ответ на вопрос:
Where do we go from here?



В статье были использованы официальные материалы la Biennale di Venezia, фото Anna Kolomiyets
О национальных павильонах в Giardini и в палаццо Венеции, номинациях Leone dOro, Leone dArgento, выставке-посвящении Захе Хадид и других интересных событиях XV Венецианской биеннале мы расскажем в следующих статьях.

Понравилось, поделитесь


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Colour trends 2018. Какого ты цвета?

Andrea Langhi: Когда архитектор должен сказать НЕТ. Part 4

Colour trends 2018. Цвет года. Part 2

I Saloni. Зачем ехать в апреле в Милан